29.11.2011 07:01

Как научить малыша играть одному

Совсем недавно маленький продолжал увлеченно трясти игрушкой, когда вы выходили из детской. Сегодня он устраивает «концерт», стоит вам закрыться в туалете. Попытки ненадолго оставить его в детской наедине с новой игрушкой или с любимым старым медведем терпят фиаско. Вы роетесь в памяти и пытаетесь понять: что же так напугало малыша?

Впервые сильный страх разлуки с мамой появляется у малышей примерно в 6—8 месяцев. Он может сохраняться несколько месяцев, а может «задержаться» до полу гору лет. Страх возникает не потому, что ребенка однажды напугал уход мамы, и тем более не потому, что малыша избаловали. Это закономерный этап развития, более того, косвенное свидетельство, что ребенок развивается нормально. Во-первых, малыш научился выделять маму среди других родственников. А во-вторых, между вами установилась глубокая эмоциональная связь. Кроме того, если в возрасте до полугода ребенок чувствует себя с мамой одним целым, то малыш постарше начинает понимать, что мама — другой человек, а значит, есть риск остаться без ее защити. Понятно, чтотакое открытие тгояачаяу пугает.

МОЙ ДОМИК — МОЯ КРЕПОСТЬ

Начинать приучать маленького к коротким эпизодам «одиночного плавания» можно, только если он здоров и выспался, сыт и настроен благодушно. Первым делом создаем «островок стабильности» — привычное и безопасное пространство для игр.

Для ползунков это манеж, для карапузов постарше — игровой домик. В манеж полезно повесить небольшое небьющееся зеркальце: когда на тебя смотрят чьи-то любопытные глазки, ты уже не одинок! Постепенно у малыша сформируется ощущение, что компактное и огороженное «стенами» место для игр само по себе защищает его. И отпускать вас по делам он будет с каждым разом все охотнее. Полезно назначить какую-то игрушку на роль талисмана и оставлять ее с малышом, когда уходите. Еще один хороший «оберег»— радио с обратной связью. Если ребенок слышит ваш голос, он чувствует себя в безопасности: мама разговаривает с ним, мама рядом! Сначала оставляйте малыша буквально на минуту-две, чтобы он едва успел заметить ваше отсутствие. Постепенно «самостоятельное» время можно понемногу увеличивать. Главное, чтобы вы появлялись по первому зову малыша. А появившись, сразу переключайте его внимание: например, достаньте из-за спины яркую игрушку или отнесите захныкавшее чадо к окну посмотреть на машинки. Очень важно, каким будет ваш голос: встревоженное «Что случилось, маленький?!» только усилит беспокойство, а ваш веселый тон умиротворит кроху. А для мам мы можем порекомендовать использовать электроодеяло, когда ваш ребенок простудился и нуждается в согревании, таким образом можно совместить игру в домике с лечением.

ВАЖНО: не стремитесь во что бы то ни стало приучить ребенка до полутора лет к самостоятельным играм. Чем больше времени малыш проведет с вами, тем лучше. Берите переноску с крохой на кухню, в коридор… Пока вы готовите, он может рвать газеты, играть с тестом и греметь крышками от кастрюль. Пусть приучение к самостоятельности в этом возрасте будет просто еще одной игрой, которая вносит в жизнь разнообразие, веселит, но не изматывает ни малыша ни вас.

СТРАШНО… СКУЧНО

Малыши старше двух лет уже не боятся отпускать маму в другую комнату (если не говорить о каких-то редких случаях). Почему же многие двух-трехлетки не желают оставаться в детской в одиночестве? Скорее всего, речь идет о банальном неумении занять себя без помощи взрослого. Не ждите, что в один прекрасный день ребенок начнет развлекать себя сам. Развивайте этот навык и развивайтесь сами.

Отлично развивают самостоятельность игры, которые позволяют двух-трехлетке почувствовать себя хозяином своего пространства. Например, игры в гномов или зайчиков: нужно строить домики, ходы и норки из составленных стульев, покрывал, подушек и т. п. Помогите малышу сделать на основе игрового домика рыцарскую крепость, логово разбойников, замок принцессы. Подумайте, в какие еще игры малышу будет интересно играть одному? Например, научите делать «секретики» и прятать их в укромных уголках комнаты — позже малыш будет с хохотом наблюдать, как мама пытается найти «сокровища». Нравится детям и игра в «охранников»: вы остаетесь «сторожить» кухню, а он отправляется проверять важные «объекты» в детской.

КСТАТИ: ребенок не должен догадаться о главной цели самостоятельных игр. Иначе он подумает, что вы хотите от него отделаться. Не оставляйте его играть в одиночестве надолго. Лучше, как в спорте, использовать систему «подходов».

Только не пытайтесь занять ребенка, просто вручив ему новую игрушку. Даже самый дорогой подарок оставит маленького равнодушным, если вы не увлечете его, не продемонстрируете возможности игрушки. То есть не поиграете вместе хотя бы десять минут.

ВАЖНО: когда бить тревогу? Все малыши разные. Некоторые крохи и в шесть месяцев спокойно отпускают маму из комнаты, и это нормально. Заметно, что эти малыши выделяют маму среди других людей — бурно радуются ей, демонстрируют привязанность. Немедленно обратитесь к невропатологу, если:

  • кроха способен часами (!) играть в кроватке один, равнодушный к присутствию или отсутствию мамы;
  • трехлетка не проявляет никакого интереса к играм с родителями и сверстниками; такое ощущение, что он полностью сосредоточен на своем внутреннем мире;
  • малыш (независимо от возраста) в момент ухода мамы обнаруживает симптомы паники: бледнеет, у него учащается пульс, лицо искажается гримасой страха и т. п.
  • наказывать одиночеством. Это лучший способ воспитать невротика;
  • ускользать из детской «незаметно» — в разгар игры. Ребенок решит, что вас опасно оставлять «без присмотра» даже на минуту;
  • отказывать малышу в своем обществе категорически, с формулировками: «Сейчас не до тебя!», «Не видишь — я занята» и т. п.

НЕЛЬЗЯ: в сердцах выбегать из комнаты, когда ребенок капризничает: он подумает, что вы оставили его в опасности, и в будущем станет тревожиться, цепляться за мамину юбку;

ЧЕГО БОЯТСЯ МАМЫ, ПАПЫ И БАБУШКИ

Маленький копирует эмоции взрослых. Как вы думаете, кто скорее найдет удовольствие в самостоятельных играх — ребенок спокойной мамы или малыш, чья мать волнуется, «как бы чего не вышло»? Не надейтесь, что ваши страхи малыш «не замечает»: мимика, жесты, тон выдают вас с головой. Если вы хотите приучить малыша к самостоятельности, не вбегайте ежеминутно в детскую с озабоченным лицом. Лучше устраните поводы для беспокойства — обезопасьте детскую. И поставьте в комнате видеоняню.

Малыш тревожной мамы боится отойти от нее даже на шаг. У него возникает ложное ощущение безопасности: «Раз мама за меня больше всех боится, значит, она лучше всех меня защищает». Неудивительно, что играть такой малыш предпочитает с мамой, а папу может даже… оттолкнуть. Папы часто болезненно реагируют на это, хотя все, что им нужно сделать, — это чаще играть с отпрыском.

Позаботьтесь, чтобы все члены вашей семьи строго соблюдали правило: про отсутствие мамы нельзя говорить плохо даже в шутку. Например, бабушкины вздохи: «Ну что это мама так долго сидит в ванной? Забыла, что ли, про тебя…» или «Что-то мама долго не возвращается! Уж не случилось ли чего?» могут свести на нет все ваши педагогические усилия.

«Важные переговоры»

Встаньте за полуприкрытой дверью так, чтобы малыш то видел вас, то нет. «Переговаривайтесь» с ним на разные лады — агукайте, гулите; показывайте, как лает собачка, мычит коровка. Малыш с удовольствием включится в игру и со временем будет сам просить вас «удалиться за дверь».

«Я все могу!»

Очень нравится малышам примерно с года. Снимайте на видеокамеру вашего героя, когда он играет, «пляшет», ходит или ползает по комнате. Дети поаарше могут читать на камеру стихи, петь, собирать пирамидку… Чем чаще малыш будет видеть, сколько всего он умеет делать сам, тем отважней и самостоятельней вырастет.

«Искать маму — это весело!»

Успешнее всего борется со страхом разлуки младенческий вариант пряток — всем известная игра «ку-ку»». Младенцам незнакомо понятие времени. Если игрушка исчезла из поля зрения, значит, она потеряна безвозвратно. А если мама ушла, ребенок думает, что она ушла навсегда. Прятки помогают «перерасти» эту психологическую особенность: ведь мама, исчезая, каждый раз появляется снова, и еще такая веселая! Вариант: прячьте любимую игрушку под пеленкой («Где же зайка? Наверное, ушел варить кашу!»). Через несколько секунд со смехом поднимайте пеленку: «Вот он! Вернулся зайка!»

СВЕРИМ ЧАСЫ

Малыш способен развлекать себя сам (без перерыва):

  • От 6 месяцев до года — 5-10 минут;
  • От года до 2 лет -15-20 минут;
  • От 2 до 3 лет — 25-30 минут;
  • От 3 до 4 лет — 30-45 минут.

(Обновлено)