05.04.2011 15:56

Как научить ребенка делиться

Как научить ребенка делитьсяНеумение делиться — частая пробле­ма старших детей. А поскольку у первенца больше опыта и веса, то вели­ко искушение «разделять и властвовать» посредством силы и ума: провоцировать драки и отбирать игрушки у маленького. Проблема осложняется еще и тем, что дети не могут оценить уровень своих действий, не знают, как рассчитать силу удара, не задумываются о последствиях.

Тут нужно понимать, что тактильный и психологический контакт детей — осно­ва их привыкания и приятия друг друга. Поэтому если вы вмешаетесь и жестко все поделите или разведете их по разным ком­натам, вы только укрепите вражду.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок был эгоистичен и груб, не допускайте грубости сами. Договаривайтесь с ним и с окружа­ющими при нем — не сомневайтесь, он по­пробует этот способ общения. Чтобы научить старшего делиться, нач­ните с простого. Пусть сначала не предме­тами, а эмоциями, заботой и лаской. По­купайте вместе игрушки, спросите: «Как ты думаешь, какие малышу понравятся?» Пусть первенец расскажет младшему, как ими играть, покормит его за столом. Обра­тите его внимание на то, что младший то­же делится — своей улыбкой в ответ.

МЛАДШИЕ ДОШКОЛЯТА ВОСПРИНИМАЮТ НОВОРОЖДЕННОГО МАЛЫША С БОЛЬШИМ ЛЮБОПЫТСТВОМ, КОТО­РОЕ ЧАСТО ПРИНИМАЕТ НЕБЕЗОПАСНЫЕ ФОРМЫ. ЗАСУНУТЬ ЧТО-НИБУДЬ КРОХЕ В УХО, УЩИПНУТЬ И ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО БУДЕТ, — ЭТО НЕ ПРОЯВЛЕНИЕ САДИЗМА, А ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. В ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ПОСТАРАЙ­ТЕСЬ НЕ ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

Что делать?

Смиритесь с тем, что вам трудно будет уберечь малыша от си­няков, возникающих по вине старшего. Не вините первенца — уронить кроху он может и случайно. И это не повод ограни­чивать их общение рукопожатием через решетку манежа. На­оборот — чем больше времени дети будут рядом, тем быстрее старший научится аккуратно обращаться с крохой.

Поймите, что любая драка — это нормально. Дети учатся испытывать незнакомое чувство соперничества и решать конфликты. Это хсивые отношения и учебная ситуация.

Если завязалась ребячья возня, не нужно «влетать и разни мать». Спокойно войдите в комнату, присядьте к малышам и поговорите на равных. Задайте простой вопрос: что прои­зошло? Сделайте акцент на факте, а не на эмоциях (ударился — как себя чувствует, сломал игрушку — давайте ее полечим). И предложите варианты решения. Пусть дети вместе выберут понравившийся. Не сваливайте вину на старшего — он тоже ре­бенок. Обвиняя его, вы отдаляетесь и провоцируете тем самым его ревность и агрессию к малышу. И знайте: вы устанавлива­ете правила. Провокации будут, только если вы будете на них «вестись» или когда детям есть чего бояться. Тогда они станут, защищаясь, обманывать.

  • Нельзя запрещать ни драться, ни обманывать. Это все рав­но будет во внешнем мире, и дети должны уметь защитить себя. Объясните им, что это не «нельзя», а просто «дома не при­нято» нарушать физические границы.

  • Установите правило на случай конфликта (обратиться за со­ветом ко взрослым или разойтись по разным комнатам). Поясните старшему, что решить миром сложнее, зато выигры­вают они оба.

  • Будьте последовательны: если нельзя, то обоим, если наказываются, то вместе, если хорошо, то для всех!

(Обновлено)