26.05.2015 18:03

Как разговорить ребенка

Еще пару десятков лет назад ребенок, начавший осознанно разговаривать в год, не вызывал у окружающих ни удивления, ни восхищения, ни оголтелой гордости родителей. Потому что это было нормой. Прошло совсем немного времени, и мы наблюдаем совершенно иную картину – дети начинают говорить все позже и позже. С чем это связано?

Ответ на данный вопрос автоматически подразумевает под собой и ответ на сакраментальное: «Что делать?» Возможно, дело не в детях. Не дети начинают говорить все позже, а взрослые общаются все реже и реже, как между собой, так и с ребенком. Человеческую речь заменили машины – мы общаемся не словами, а смс-ками, постами в интернете, твитами, лайками и репостами. Мы привыкли слушать не тех, кто рядом с нами, а телевизор, плеер, …

Так как научить ребенка разговаривать? Ответ лежит на поверхности – Никак! Не ребенка надо учить, а самих себя. Учиться общаться, использовать живую человеческую речь. И не от случая к случаю, а постоянно, окрашивая ею свою жизнь. И, главное, вам придется учиться общаться со своим ребенком. Для этого придется узнать много нового и интересного о своем чаде. А вернее сказать, вспомнить. Ведь и вы были когда-то таким же веселым, румяным, толстощеким карапузом. И вам знакомы все его потребности, страхи и интересы. Нужно только немного напрячься и вспомнить.
Общайтесь через игру

Игра – основная форма общения для ребенка. Через игру ваш малыш входит в этот огромный мир и познаёт его, через игру учится жизни и через неё же общается. Играйте! Вспоминайте, как это было, учитесь играть заново, открывайте этот мир вместе с вашим ребёнком.

Придется сделать над собой усилие, чтобы вырваться из ставшего вам привычным мира взрослых, мира забот и трудностей, мира «важных» и неотложных дел. Придется научиться временно выгонять из своей головы всех тараканов и выключать свою взрослость и серьёзность. Вспомните, как здорово стучать крышками от кастрюль и кидаться бумажками! Или, может, вам нравилось в детстве катать в кузове машинки своих игрушечных любимцев? Или возиться с куклами – придумывать им имена, прически, наряды. Возможно, получится не с первого раза. Но получится обязательно!

Игра должна быть интересной и увлекательной как для вас, так и для малыша. Если малыш не хочет участвовать в той игре, которую вы ему предлагаете, присоединитесь к той, которая его в данный момент по-настоящему увлекает. И комментируйте, облекайте в словесную форму всё, что вы делаете, всё, что видите, всё, чем манипулируете во время игры.

Пользуйтесь простыми словами и короткими фразами. Например:

«Вот зайка. Зайка прыгает по дорожке. Прыг-скок, прыг-скок – вот как прыгает зайка!»

«Вот кукла Маня. Маня купается – куп-куп. Маня топает ножками топ-топ. Маня упала – бух.»

Используйте прием звукоподражания

Звукоподражание – это подражание голосам животных (гав-гав, мяу, муу и др.), звукам транспорта (ту-ту, би-би), звучанию музыкальных инструментов (динь-динь, ду-ду) и так далее.
Развивайте мелкую моторику

Об этом сейчас пишут практически в каждом пособии по воспитанию ребёнка, и об этом твердят в один голос все специалисты. И на то есть причины. Для развития мелкой моторики существует множество приёмов – пальчиковые игры, массаж рук, специальные упражнения на подражание движениям рук, пособия для развития мелкой моторики (шнуровки, лабиринты и пр.) Пальчиковые игры – отличный способ пробудить дремлющие речевые центры мозга. Пользуйтесь им. Начните с простейших и всем известных народных потешек — пальчиковых игр («Сорока», «Ладушки», «Капуста») .

Для развития мелкой моторики также полезны игры с пластилином. Покупной пластилин можно заменить соленым тестом для лепки. Незаменимым подспорьем может стать и рисование специальными пальчиковыми красками. Чем старше ребенок, тем больше работы требуется его пальчикам.
Пользуйтесь опытом предков

Не стоит забывать о том богатейшем наследии, которое оставили нам многие поколения наших предков, наших мам, бабушек и прабабушек. Речь, конечно, о народном фольклоре. Это поистине бесценное сокровище, веками бережно хранимое и накапливаемое народом для наших с вами детей. Игнорировать его было бы преступлением. Это и колыбельные песни, и потешки, и пестушки, заклички и приговорки, прибаутки, небылицы, считалки, скороговорки, загадки и игры.

Все это богатство передавалось из поколения в поколение, из рода в род, помогало детям во все времена входить в эту жизнь, познавать её. Каждое действие, каждый новый шаг, новое открытие находили своё отражение в речевом творчестве. Голос матери, бабушки или нянечки плавно и ритмично озвучивал каждое движение малыша, сопровождая его повсюду. Пользу от народного наследия невозможно переоценить.

Вовлекайте ребенка в диалог. Это не значит поминутно требовать от ребенка : «Скажи: ма-ма, повтори: ба-ба». Ребенку нужно чувствовать не ваши натиск и давление, а вашу искреннюю заинтересованность в общении с ним. Без нажима и непринужденно задавайте вопросы, пусть даже формально, когда вы сами отвечаете на них после непродолжительной паузы. Например:

«Построим башенку. Берем синий кубик. Да, вот этот, синий кубик. Теперь возьмем красный кубик. Какой у тебя кубик?» — выдерживаем паузу, чтобы дать ребенку возможность почувствовать свою причастность к разговору, — «Да, это красный кубик! У нас получилась башенка!»

В том случае, когда малыш не хочет или пока не может ответить вам, отвечая за него после короткой паузы, вы даете ему образец речи, которому в дальнейшем он сможет подражать. Для вовлечения крохи в разговор можно использовать и так называемый прием договаривания – делайте паузы при очередной прочтении хорошо знакомого ребёнку стишка или потешки, как бы призывая тем самым ребёнка закончить фразу за вас.
Озвучивайте повседневные дела

Рассказывайте обо всём, что бы вы ни делали. Используйте игрушки, чтобы наглядно объяснить такие понятия как цвет, форма, размер. Подробные комментарии к ежедневным ритуалам (умывание, одевание, приём пищи и так далее) также дают огромные возможности заметно обогатить речь малыша. Полезно взять на заметку один «секрет»: чем больше глаголов в речи вашего крохи, тем она более развита.
Не тараторьте

Говорите внятно, чётко выговаривайте все звуки. Такая речь кажется непривычной и нудной, но она лучше всего воспринимается детским мозгом и способствует её правильному воспроизведению.
Не торопитесь

Каждому ребёнку присущ свой темп освоения навыков и спешка ни к чему хорошему не приведёт. К тому же периоду активной речи предшествует фаза формирования пассивного словарного запаса, когда ребёнок запоминает много слов и выражений, понимает их, но пока не говорит.
Выделяйте время для общения

Как бы ни был загружен ваш график, сколько бы неотложных дел ни накопилось, ежедневно выделяйте себе несколько десятков минут для того, чтобы просто поболтать с ребёнком. Желательно, чтобы это происходило в одно и то же время, тогда малыш будет точно знать, когда он может рассчитывать на ваше внимание. (Обновлено) (Обновлено) (Обновлено) (Обновлено) (Обновлено) (Обновлено)