12.07.2011 05:33

Как вырастить из своего ребенка бизнесмена?

Давно прошли времена, когда родители мечтали, чтобы их дети стали космонавтами, медиками или академиками. Бизнесмены — вот настоящие герои нашего времени. Можно ли вырастить удачливого бизнесмена из своего ребенка и как это сделать? «Можно, — считает Вадим Сосков, топ-менеджер известной финансовой компании и папа деся­тилетнего Никиты, — если создать в семье благоприятные условия для его развития в нужном направлении». «У малыша должны быть определенные задатки, развивая которые, мож­но сформировать черты характера, необходимые в современ­ном деловом мире: самостоятельность в поиске и принятии решений, последовательность в их реализации, умение не­стандартно мыслить, а также убедить и повести за собой людей, интуиция, организаторские способности и ответственность за свои слова и поступки». Таково мнение Мара­та Набиуллина, руководящего работника крупного коммерческого банка, воспитывающего пятилетнего сына Карима и одиннадцатилетнюю дочь Аделю.

Как же разглядеть будущего «владель­ца заводов, газет, пароходов» в собствен­ном карапузе? Внимательно наблюдая за ним. Ребенок, из которого в будущем может получиться успешный деловой человек, как правило, обладает креативностью, выраженными задатками лидера, самостоятельной, независимой личности. Такие особенности характера чаще всего проявляются в до­статочно раннем возрасте. Малыш вер­ховодит в играх, к нему тянутся другие дети, он открыто и смело высказыва­ет свое мнение, ведет себя независимо и среди своих сверстников, и в семье. Кроха эмоционален, общителен, подви­жен и, что называется, позитивен. Зада­ча родителей поддерживать, развивать и культивировать в ребенке эти важные для его взрослой жизни качества.

ФАКТ! Самый зна­менитый богач всех времен и народов Джон Рокфеллер занимался бизнесом с детства. Он покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой распродавал своим сестрам, а также ловил диких индю­шат и выкармливал их для последующей продажи. Выручен­ные деньги будущий миллиардер аккуратно складывал в копилку — вскоре он начал ссужать их своему отцу под разумный процент.

Растим лидера

Вселяйте в малыша уверенность в себе. Подбадривайте его, по­могайте идти к цели, учите не зацикливаться на ошибках. Если упал — не ругайте, не сумел что-то сделать — подскажите, случайно что-то сломал — не обращайте особого внимания. В сознании ребенка должна закрепиться установка «я успе­шен», «я смогу». Не давайте малышу качественной оценки — ты неспособный, ты неаккуратный. Лучше скажите: это можно сделать ина­че. Ведь ребенок ошибается от незнания. Важно поощрять его стремление к самосовершенствованию и не допускать появле­ния страха, что он что-то не сумеет сделать. Это превращает­ся в комплексы и неверие в свои силы. Хвалите ребенка. Не забывайте о таком важном средстве, как соревнования. Пусть малыш участвует в состязаниях и конкурсах. Вкус к победе и ощущение успеха — верный способ формирования лидер­ских качеств, без которых не бывает успешного бизнесмена.

Я сам!

Предоставье ребенку самому разбирать­ся с проблемами, тренируя у него на­вык самостоятельности. Например, ма­лыш сел на велосипед. Ему хочется ехать быстрее, но мама то и дело стращает малютку: «Не торопись, а то упадешь, разобьешься», хотя даже если малыш пе­ревернется — большой беды не будет. Сначала кроха не верит, но стоит ему в самом деле упасть, так матушка его еще и отшлепает, напоминая тем самым, как она была права. Чего добьется мама такой заботой? У ребенка сформируется страх перед всем новым и боязнь что- либо предпринимать без подсказки. За­дача же родителей — дать крохе возмож­ность получить собственный опыт, не делать все за него, не рассчитывать каж­дый его шаг. Самостоятельность хоро­шо развивается в творчестве. Любая работа рука­ми связана с мыслительным процессом. Если кроха может сам что-то сделать, по­чинить, он растет в собственных глазах.

Ответственность

Воспитывайте в ребенке ответствен­ность за свои поступки. Сообща зани­майтесь семейными делами, давай­те малышу поручения, доверяйте ему. Пусть у малыша будут обязанности, ко­торые он должен выполнять без напоми­наний. Если он порисовал и не убрал за собой карандаши, они окажутся в дру­гом месте, потому что за него их собра­ла мама. Найти их теперь не так просто. Малыш должен осознать, что это не на­казание, а естественный результат без­ответственного отношения к своим обя­занностям. Объясните ему, что если мы не делаем того, что должны, то получа­ем обидный результат, виноваты в кото­ром только сами. Нужно учиться лучше организовывать свою жизнь.

ВАЖНО!

Никакие знания, навыки и уме­ния не сделают вашего ребенка успешным, если он не научится ими пользовать­ся во благо себе и окружающим его людям, самостоя­тельно анализируя ситуацию и прини­мая соответствую­щие решения.

  • Когда ребенок чем-то занят, не вме­шивайтесь в творческий процесс с предложениями и замечаниями. Пусть он самостоятельно приобретет ценный для него опыт, а с ним и ощу­щение собственной значимости.

  • Поддерживайте любые оригиналь­ные мысли, идеи, решения своего ребенка. Восхищайтесь ими, подбад­ривайте в случае неудачи. Только из нестандартно мыслящих людей полу­чаются великие предприниматели.

  • Будьте сами для ребенка достойным примером. Ведь наблюдая за вами, он учится, как себя вести в тех или иных ситуациях, обдумывать проис­ходящее, планировать свои действия, воплощать задуманное, осознавать проблемы и решать их.

МАЛЫШ И ДЕНЬГИ

Учиться грамотно обращаться с деньгами нужно всем де­тям, для будущих же бизнесменов это, что называется, зо­на особого интереса. Важно уметь разговаривать с ребенком о деньгах, обсуждать с ним финансовое положение семьи, бюджет. Посвятите малыша в эту сторону жизни без сложных подробностей, ориентируясь на его возраст. Существует также масса интересных компьютер­ных и настольных игр, например, «Менеджер», «Монополия», доступно объясняющих детям суть финансовых отношений. С 3-4 лет кроха уже вполне осознает, что с помощью звенящих монеток и шуршащих бумажек можно получать желаемое — в это время и начинайте экономический ликбез.

С 3-х лет

Малыши любят собирать маленькие блестящие предметы. По­дарите крохе копилку и предложите складывать монеты туда. Периодически доставайте ее и пересчитывайте накопления. Когда соберется достаточно, предложите малышу прогулять­ся в магазин и купить себе сладости или игрушку. Так он усво­ит, что в обмен на деньги можно что-то приобрести.

С 4-х лет

Ребенок уже способен понять осно­вы товарно-денежных отношений: за что получают деньги и на что их мож­но потратить. Предложите малышу по­строить для медвежонка домик, и он «заплатит» за это несколько монеток, или сшить кукле платье и таким обра­зом тоже заработать. А потом с получен­ными деньгами «пойдите в магазин». Это также научит кроху считать в уме.

С 5-6 лет

Время выдавать малышу карманные деньги. Лучше небольши­ми суммами, но регулярно. Пусть ребенок отчитывается, ку­да их тратит. Объясните ему, что деньги нужно тратить с умом. Обсуждать бессмысленные и необходимые расходы лучше всего на конкретных примерах. Разъясните ему, что вместо курточки можно купить целую ку­чу сладостей или игрушек, но в чем он пойдет гулять, когда на улице станет холодно? Учите ребенка не делать импульсив­ных покупок, а копить на действительно нужную вещь. Можно взять з коробки, на одной написать «машинка», на второй «кон­феты», на третьей «велосипед». Объясните малышу, что если положить все деньги в коробку «конфеты», можно хоть сейчас пойти в магазин и купить сладости. Если он выберет коробку «машинка», некоторое время на нее придется собирать деньги. Если же предпочтет велосипед, то копить на него будет доль­ше, отказавшись и от конфет, и от игрушки, но зато в итоге он получит вещь, о которой давно мечтал.

Развивайте предприимчивость

Поощряйте желание ребенка самому зарабатывать деньги и помогайте ему найти возможность это делать. Свои первые деньги Никита заработал в парке отдыха в Киеве. Он выиграл два билета на аттракционы, приняв участие в конкурсе. Один билет Ники­та использовал сам, прокатившись на аттракционе, второй же я предложил ему кому-нибудь продать за половину стоимости возле билетной кассы. По сути это была его первая коммерче­ская сделка.

Старайтесь сформировать у ребенка правильное представление о богатстве. Объясните ему, что большие деньги не обязательно должны быть связаны с нару­шением закона и нечистоплотностью, их можно добывать чест­ным путем, а также помогать людям и делать мир лучше с помо­щью денег. Рассказывайте малышу про известных предпринимателей, заработавших свои первые деньги еще будучи детьми. Найдите подходящие примеры, которые могли бы вдохновлять ребен­ка и которым он непременно захотел бы подражать. Как говорил Сент-Экзюпери: «Если ты хочешь построить корабль, то не надо скликать людей, чтобы они нари­совали чертежи, принесли инструменты и срубили деревья. Просто научи их тоске по бескрайнему морю!»

СОВЕТ! Когда ребенок научит­ся накапливать, объясните ему, что деньги можно и нужно преумно­жать. Предложи­те ему одолжить вам определен­ную сумму. Потом вы вернете их ему с процентами.

Платить или не платить

Психологи давно спорят, надо ли платить ребенку за вы­полнение домашних обязанностей и в большинстве своем приходят к выводу, что не стоит. Помощь родителям по до­му — обязанность ребенка, и если платить ему за ее выпол­нение «зарплату», очень скоро он вообще будет отказываться что-либо делать просто так. Вместе с тем молено составить спи­сок домашних дел, обозначив, за какие он будет получать раз­умное финансовое вознаграждение, а за какие — нет. В дошкольном возрасте можно спокойно обойтись без де­нежного вознаграждения. Но в качестве поощрения может быть незапланиро­ванная прогулка или просмотр всей семьей кинофильма. Поскольку ребенок помог родителям с домашними делами, у них появилось свободное время для совместного досуга. Кстати, говорят, что Джон Рокфеллер практиковал товарно- денежные отношения со своими отпрысками в надежде вырастить из них достойную смену себе. У него даже суще­ствовал тариф, согласно которому за каждую убитую муху де­тишки получали по 2 цента, за заточку карандаша — 10, а за урок музыки — 5. Но в итоге, по признанию самого легендар­ного толстосума, ничего путного из этой затеи не вышло.

Старайтесь как можно боль­ше путешествовать с ребенком. Он дол­жен видеть мир во всем его разнообра­зии, знакомиться с лучшим, что было создано человеческой цивилизацией. Это развивает кругозор ребенка. Ши­рокое развитие способствует инициа­тивности и деловой активности. Стрем­ление постоянно узнавать и обучаться чему-то новому — именно это отличает менеджера высокого класса от так назы­ваемого офисного планктона.

Не экономьте на обуче­нии ребенка английскому языку. В иде­але учителей должно быть два — но­ситель языка и русский преподаватель. На своем опыте я убедился, что хорошее знание грамматики иностранного язы­ка может дать ребенку именно русский преподаватель.

(Обновлено)