04.08.2011 14:15

Не такой, как все

Все с наслаждением рисуют — а он наотрез отказывается брать в руки карандаши и краски. Все затаив дыхание слушают сказку, с упоением декламируют стихи — а ваш предпочитает книжке, телевизор. Все с удовольствием ходят на развивающие занятия — а вашего затащить туда можно только ценой долгих и мучительных уговоров, да и то не больше чем на десять минут…

СТАНДАРТ ИЛИ СТЕРЕОТИП?

Из-за повальной моды на раннее развитие как-то размылось понимание того, что вообше является стандартом, нормой для ребенка того или иного возраста, а что — лишь результатом активного педагогического вмешательства. И мамы, и папы, чье чадо развивается не совсем так, как требуют мода и воспитательные стереотипы, всерьез тревожатся: а все ли в порядке с малышом?

Прежде чем бить тревогу, постарайтесь избавиться от комплекса родительской неполноценности:

  • Выясните в специальной литературе или у педиатра, каковы возрастные нормативы эмоционально-психического развития;
  • Уточните у своих родителей, как развивались в детстве вы, ваши братья и сестры. Поговорите с родителями супруга (супруги). Вполне возможно, что ваш сынишка или дочурка — точная копия папы (мамы) в том же возрасте;
  • Сравнивайте малыша не с другими детьми, а с ним самим. Если кроха развивается поступательно и равномерно, хоть и не совсем так, как другие дети, — повода для беспокойства, скорее всего, нет.

С другой стороны, нельзя не признать, что иногда необычное поведение ребенка или его отказ от того или иного вида деятельности действительно может свидетельствовать о неблагополучии, как физическом, так и интеллектуальном или эмоциональном. И, отмахнувшись от проблемы, списав все на индивидуальные особенности развития, можно упустить благоприятное время, когда тот или иной дефект можно было легко выявить« скорректировать.

Как же отличить проявления индивидуальности от серьезных нарушений?

Современные воспитательные стандарты предполагают чрезвычайно раннее включение ребенка в социум. Посещение разнообразных развивающих студий едва ли не с года становится программой-минимум для любых заботливых родителей, а психолога и педагоги постоянно убеждают нас, что для нормального эмоционального и социального развития детям необходимо посещать детский сад. Большинство малышей с удовольствием занимаются в группах и студиях, легко привыкают к детскому саду. Однако есть категория маленьких бук, которые наотрез отказываются от любых видов коллективной деятельности и даже на прогулке предпочитают уединение шумному обществу на детской плошадке.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

  • Травма ранней сепарации: преждевременные роды, кесарево сечение, раздельное пребывание в роддоме, длительная госпитализация и т. д.

  • Повышенная чувствительность нервной системы.

  • Нарушения эмоционального развития.

  • Гиперактивность, дефицит внимания.

  • Личностные особенности.

БЕСПОКОИТЬСЯ НЕ О ЧЕМ, ЕСЛИ:

  • в комфортной для него обстановке малыш выглядит счастливым, маю плачет;

  • доброжелательно и с интересом относится к незнакомым взрослым и другим детям;

  • может вступать хотя бы в непродолжительные контакты со сверстниками;

  • готов некоторое время оставаться дома или на прогулке со знакомыми ему чужими взрослыми (няней, соседкой, родственницей);

  • с удовольствием играет в развивающие игры с домашними;

  • с готовностью включается в новые виды деятельности.

СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ, ЕСЛИ:

  • ребенок постоянно выглядит несчастным и испуганным, его мучают немотивированные страхи;

  • отказывается оставаться с кем бы то ни было, кроме мамы, даже на короткое время;

  • проявляет агрессию по отношению к другим детям ній наотрез отказывается вступать с ними в контакт;

  • гиперактивен или, наоборот, заторможен: соглашается играть только в определенные игры, болезненно реагирует на маїейиіие попытки изменить их сценарий или ввести в них новые элементы.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

  • Если есть основания для беспокойства, обязательно покажите малыша хорошему детскому психологу.

  • Если малыш здоров, значит, все дело в особой хрупкости его нервной системы и ему нужно значительно больше времени для социальной адаптации, чем его сверстникам.

  • Отложите групповые занятия как минимум до трех лет.

  • Найдите малышу приятеля, которых по характеру и темпераменту подходит вашему крохе. Сначала встречайтесь на нейтральной территории — например, на детской плошадке, — затем попробуйте время от времени приглашать друга в гости, а после начните наносить визиты сами.

  • Попробуйте на непродолжительное время (сначала буквально на 5-10 минут) оставлять кроху с хорошо знакомыми ему людьми дома или на прогулке.

  • В детском саду вместо группы полного дня выберите группу кратковременного пребывания.

УБЕРИ КНИЖКУ!

Олна из самых распространенных проблем, которые тревожат родителей, — нежелание ребенка слушать, когда ему читают.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ?

Малыш активно слушает лишь несколько минут, потом переключается на другие дела. Отказывается слушать вообще. Активно сопротивляется чтению, рвет и портит книги. Равнодушен к чтению, но обожает мультики.

БЕСПОКОИТЬС Я НЕ О ЧЕМ, ЕСЛИ:

  • Чадо с удовольствием слушает аудиокниги, побит, когда ему поют или рассказывают сказки во время игры или прогулки;

  • обладает хорошей памятью, воспроизводит и творчески переосмысливает в игре знакомые мультики и сказки;

  • речь хорошо развита, нет серьезных логопедических дефектов;

  • кроха контактен, готов к сотрудничеству со взрослыми.

СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ, ЕСЛИ:

  • речевое развитие малыша заметно отстает от нормы, есть серьезные логопедические дефекты;

  • вам кажется, что малыш не всегда слышит обращенную к нему речь, не с первого раза выполняет ваши просьбы, поворачивает одно ушко к источнику звука;

  • равнодушен к любым видам творчества, мало играет в ролевые игры;

  • не может сосредоточишься ни на чем, слишком подвижен или медлителен;

  • склонен к стереотипной деятельности. Например, неделями соглашается слушать только одну книжку;

не стремится к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, агрессивен.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ? 

Проконсульируйтесь у логопеда, отоларинголога, психолога.

  • Если медицинских проблем нет, то, вероятно, причина кроется в особенностях темперамента и типе восприятия крохи. Приучайте его к чтению постепенно, стараясь сделать процесс интересным.

  • Заканчивайте чтение раньше, чем это занятие прискучит ребенку.

  • Выбирайте поначалу коротенькие стишки и сказки со множеством каршнок.

  • Выбирайте для чтения книги на сюжеты любимых мультиков малыша.

  • Предложите крохе самому сделать книжку-комикс по мультфильму.

  • Чтобы приучить ребенка воспринимать слуховой ряд в отрыве от визуального, найдите саундтреки к его любимым мультикам.

НИ КАЛЯК НИ МАЛЯК

Несколько реже встречаются теги, которые категорически не хотят рисовать.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

  • Малыш просто-напросто предпочитает другие виды творчества.

  • Нарушение мелкой моторики и координации движений.

  • Проблемы со зрением. Гиперактивность с дефицитом внимания.

БЕСПОКОИТЬСЯ НЕ О ЧЕМ, ЕСЛИ:

  • у ребенка нормально развита речь;

  • малыш реализует себя в других видах творчества: лепке, пении, танцах;

  • он не испытывает трудностей в действиях с мелкими предметами;

  • свободно пользуется столовыми приборами, застегивает пуговицы, собирает конструктор;

  • у него хорошо развита координация движений: нет проблем с роликами, играми с мячом, ездой на велосипеде.

СТОИТ ОБРАТИТЬСЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ЕСЛИ:

  • у малыша проблемы с освоением речи;

  • кроха отказывается от любых творческих заданий и игр, связанных с манипуляцией мелкими предметами;

  • туго осваивает навыки самообслуживания, неловок, ему тяжело даются детские подвижные игры;

  • ребенок с трудом удерживает внимание, постоянно вертится, бегает, что-то хватает, кидает.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Если есть основания сомневаться в здоровье крохи, обязательно проконсультируйтесь со специалистами: логопедом, офтальмологом, неврологом или нейропсихологом.

Если же поводов для волнений нет, оставьте малыша в покое и постарайтесь найти другие занятия, которые помогли бы ему реализовать творческие способности: лепку, вышивание, оригами, игру с мозаикой и конструктором и т. д.

(Обновлено)