05.08.2011 06:18

О чем говорят детские рисунки?

С самого раннего возраста ребенок выбирает цвета по своему настроению и мироощущению. Предложите малышу нарисовать любую картинку и дайте ему максимально большое количество красок, чтобы вашему «Малевичу» было из чего выбрать. Обычно трехлетки используют 5-6 цветов. Это говорит о нормальном уровне эмоционального развития. Если ребенок старше 3-4 лет обходится одним-двумя цветами, значит, у него не лучшие времена: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный).

Используя только простой карандаш (при наличии выбора), художник, невольно «проговаривается» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Яркие и контрастные цвета говорят о комфортном состоянии. Все, что ребенок любит, он изображает в сочных тонах, наряжает в праздничную одежду. Черно-белые, темные тона или контур говорят об удрученном состоянии либо агрессии.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

В норме рисунок обычно расположен на средней линии стандартного листа. Если ближе к верхнему краю, то у ребенка завышенная самооценка, он недоволен своим положением в социуме. (Например, в детском саду успехи малыша остаются незамеченными. Рисунок в нижней части листа говорит о неуверенности, низкой самооценке, эмоциональном неблагополучии. Смещенный влево рисунок получается у детей, которые утомлены: им неинтересно, у них нет желаний и стремлений. А вот у того, кто рисует на правой стороне листа, жизнь кипит, положительные эмоции бьют ключом, хочется делать сто дел одновременно.

БЕЗ НАЖИМА

Проследите, как именно рисует малыш. Если в рисунке много исправлений или мелких штрихов, ребенок испытывает высокую тревогу. Он не уверен в себе, не ожидает хорошего результата. Только специалист может проанализировать и правильно интерпретировать рисунок вашего чада. Но мама с папой первыми видят детские художества и могут вовремя заметить необычные детали.

  • Насторожить должно отсутствие какой-либо части тела; особенно на изображении самого малыша, в то время как другие персонажи нарисованы правильно.

  • Желание выделиться заставляет малышей украшать свои рисунки многочисленными цветочками и завитушками.

  • Слабый нажим карандаша, низкая, не по возрасту, детальная проработка рисунка — признаки нестабильности. Малыш быстро утомляется, психологически неустойчив. Дети, у которых резко меняется настроение, в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с явным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят линию до конца или рисуют размашисто, поэтому их художества производят впечатление небрежных, не помещаются на листе. Если карандаш рвет бумагу то признак агрессивности, гиперактивности.

  • Слишком мелкие фигуры на картинке — признак того, что ребенок не верит в свои силы. Скорее всего, кто-то из родных предьявляет к нему завышенные требования.

Голова для детей — символ ума, уважения. Чем четче прорисована голова персонажа, гем больше ребенок этого человека уважает. А если у кого-то не оказалось ни глаз, ни рта, ни носа, то это значит, что малыш считает — этот человек недостаточно любит его.

Шея — необязательный элемент портрета, если художнику меньше 4-5 лет. Толстая, жирно очерченная шея — признак сильных желаний, которые ребенок старается контролировать.

Большие глаза говорят о чувстве страха. Маленькие — о сильной застенчивости.

Если человечек без ушей, ничего страшного. Часто дети вообше о них забывают. Большие уши рисуют дети, которые привыкли, что их вечно ругают и критикуют.

Приоткрытый рот, особенно в сочетании с языком, говорит о болтливости ребенка. Открытый рот без прорисовки языка и губ рисуют дети, которые чего-то боятся. Чем сильнее детская агрессия, тем крупнее зубы у рисованного человечка. Если все герои рисунка улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя. Взрослый, который часто ругает ребенка, рискует лишиться рта на портрете.

Изображение половых органов маленькими детьми (до четырех лет) говорит о любопытстве — ребенок изучает жизнь во всех ее проявлениях. Если же старшие дети добавляют фигуркам половые признаки, то тем самым они, скорее всего, провоцируют взрослых.

Руки — символ обшення. Хорошо, когда нарисованные фигуры держатся та руки. Маленькие, короткие, спрятанные ручки рисуют необщительные дети. Чем больше у персонажа пальцев, тем он сильнее.

Ноги, хорошо прорисованные и твердо «стояшие» на земле (или любой другой воображаемой поверхности) — признак уверенности в своих силах.

Если малыш рисует себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены), а у его «двойника» крупная, чаше округлая фигура, это говорит об общительности и жизнерадостности. Закрытая поза указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Некрасивый автопортрет говорит о том, что ребенок чувствует себя неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Большие кулаки, оружие, четко прорисованные ногти и зубы могут выражать не агрессию, а защитное поведение. Важно понять, от кого (или от чего) ребенок вынужден защищаться в реальной жизни.

  (Обновлено)