06.05.2012 19:25

Пазлы для развития ребенка

Возиться с пазлами чрезвычайно полезно: сих помощью тренируются мелкая моторика, внимание, память, воображение, а также образное, логическое и пространственное мышление. А главное, головоломка надолго занимает ребенка. В общем, во всех отношениях прекрасное развлечение!

История пазла

Согласно официальной версии, появлением пазлов мы обязаны английскому картографу, граверу и по совместительству удачливому торговцу Джону Спилсбери. Примерно в 1763 году (плюс-минус год) он наклеил на тоненькую панель из драгоценного красного дерева раскрашенную вручную гравюру с изображением Англии и Уэльса, а потом распилил дощечку на кусочки — по границам графств. Получившуюся мозаику Спилсбери принялся рекламировать как уникальное пособие для обучения географии и вскоре дубликаты его изобретения разошлись по детским комнатам самых знатных и богатых британских семейств. Удачливый предприниматель сразу же расширил ассортимент пособий, и в результате появились сборные карты Европы, Азии, Африки и Америки.

Тут, правда, самое время сделать оговорку. Во второй половине XVIII столетия в Англии жила и работала француженка мадам де Бомон, снискавшая славу видного педагога-новатора. Так вот, по некоторым свидетельствам, методику преподавания географии с помощью разрезных карт придумала именно она, а Спилсбери лишь подхватил идею и «поставил на поток». Впрочем, предоставим распутывать этот клубок историкам и архивистам, а сами отправимся дальше.

Налетай, подешевело!

Со временем к составлению больших картинок из маленьких кусочков пристрастились взрослые — в европейских аристократических салонах конца XVIII — начала XIX века деревянные головоломки были в почете. Теперь помимо карт предлагалось собирать генеалогические древа королевских династий, таблицы звуков и слогов и прочие дидактические материалы.

Когда изобрели технологию штамповки по картону, пазлы значительно подешевели и стали доступны самым широким слоям общества — и в Старом, и в Новом Свете. Однако у безусловно увлекательной забавы оставалось два существенных недостатка. Во-первых, готовые мозаики моментально рассыпались от любого неосторожного движения, ведь сегменты никак не скреплялись друг с дружкой.

А во-вторых, даже самому терпеливому человеку рано или поздно надоедали одни и те же обучающие пособия. Обе проблемы в начале XX века решила американская фирма Parker Brothers, которая наладила массовый выпуск картонных репродукций художественных полотен. Их детальки были вырезаны настолько затейливо, что целые картины уже не так быстро разваливались на части. Кроме того, в коробочки с мозаикой отныне вкладывались листочки с исходными изображениями, и поэтому сборщики могли представить себе, что должно получиться в итоге. Обновленные пазлы в мгновение ока завоевали популярность в Штатах — и перекочевали обратно в Европу. В дореволюционной России, кстати, модную заграничную забаву называли смешным словом «пузеля» (увы, после октября 1917 года это развлечение у нас надолго позабыли).

В 50-х годах прошлого века появились «классические» пазлы из плотного картона с выемками и штырьками — первой их начала выпускать немецкая компания Ravensburger. Собственно, с тех пор конфигурация фрагментов мозаики принципиально не менялась: все свои силы производители бросили на расширение жанрового ассортимента складных картинок. Со временем из вполне традиционных кусочков научились создавать модные объемные головоломки — 3D и 4D -пазлы, пазлы-шары и пазлы-пирамиды, а также всевозможные «развивалки» для самых маленьких, например пазлы-кубики и книжки.

ПО ПРАВИЛАМ

Для малыша до 3 лет лучше выбрать картинку, состоящую из 2-4 крупных фрагментов, На ней должен быть изображен один яркий, реалистичный и хорошо знакомый ребенку объект: яблоко, грибок, кошечка, птичка.

Для 3-4-летнего крохи подойдут игрушки детские, которые содержат простейшие сюжеты (собачка грызет косточку, Пятачок держит воздушный шарик) из 8-10 элементов. Дети постарше вполне могут справиться с мозаикой из 50 и более кусочков — при условии, что такое занятие им уже хорошо знакомо.

В первый раз соберите пазл сами, потом выньте 1-2 фрагмента (или больше — в зависимости от величины изображения) — и предложите малышу вернуть их на место, чтобы картинка вновь стала цельной. Обязательно объясняйте, почему данный сегмент должен занять именно это место: «здесь нарисован хвостик, а нашей кошке как раз его не хватает», «этот кусочек красный, и поэтому его нужно соединить с другими красными фрагментами» и т. д.

До 5 лет ребенка лучше не оставлять с пазлами «с глазу на глаз»: малышу в любой момент может понадобиться помощь, и, если она не придет вовремя, головоломка быстро перестанет быть интересной.

(Обновлено)