24.08.2011 13:43

Период молочных зубов

Период молочных зубов — охватывает возраст от 1 года до 6-и лет. В этом периоде, как было указано выше, целесообразно выделить два подпериода: а) преддошкольный возраст (ранний, старший ясельный)-от 1 до 3 лет и б) дошкольный возраст — от 4 до 7 лет. Между детьми этих периодов жизни имеются, конечно, существенные морфологические и функциональные различия, но они в основном носят количественный, а не качественный характер, а потому мы и будем характеризовать весь период в целом.

Период молочных зубов характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью, и на нем крайне легко отражаются как положительные, так и отрицательные воздействия окружающей среды.

Особенно быстро развиваются интеллектуалвные особенности ребенка, он начинает хорошо говорить, у него значительно обогащается запас представлений. Морфологические особенности нервной системы достигают более или менее окончательной дифференцировки; значительно совершенствуются анализаторно-синтетические функции коры головного мозга. Со стороны эндокринной системы отмечается превалирующее влияние мозгового придатка и зобной железы. Щитовидная железа временно оказывает несколько меньшее влияние на общую корреляцию инкретов. Интенсивность процесса роста несколько уменьшается.

В период молочных зубов из аномалий конституции наблюдаются проявления лимфатического диатеза, реже- нервно-артритического и геморрагического диатезов. В этот период детства уже значительно чаще приходится наблюдать различные формы эндокринных расстройств.

Склонность к диффузным реакциям при заболеваниях отдельных органов значительно уменьшается, чаще встречаются так называемые детские инфекции, усиливается частота инфицирования туберкулезом, сравнительно нередко дающим генерализованные формы. Тяжелые проявления рахита наиболее часты в этом периоде.

В возрасте 4-7 лет значительно возрастает потребность в общении с другими детьми; по уровню своего интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу. Самое время чтобы приобрести малышу красивые детские сандалики. Только будьте внимательны при выборе, сосредоточьтесь на качестве, а не на низкой цене.

Следующий период детства — с 7 до 15 лет — может быть назван периодом младшего школьного возраста, или отрочеством. Последний возрастной этап этого периода (от 11 до 13-15 лет) можно назвать препубертатным.

В функциональном отношении многие органы достигают у детей младшего школьного возраста полного развития. Можно считать законченной морфологическую дифференцировку клеток коры головного мозга и проводящих путей. В этот период и последующие годы детства происходит дальнейшее развитие функций больших полушарий, изменяются соотношения между основными физиологическими процессами — возбуждением и торможением, кора головного мозга все больше доминирует над подкорковой областью с ее вегетативными центрами. На этом физиологическом процессе отчетливо сказываются условия окружающей среды, в частности воспитания и обучения ребенка, а также его собственный «жизненный опыт».

Усиленно развивается мышечная система, отчетливо выявляется интеллектуальный облик ребенка, на своеобразие психофизического развития мальчиков и девочек начинают сказываться влияния половых желез. Со стороны эндокринных желез отмечается возрастающее значение инкрета половых желез, снова усиливается гормональное воздействие щитовидной железы, сохраняется и даже возрастает значение гипофиза и заметно ослабляется роль зобной железы. В этом возрасте чаще встречается астения, выявлению которой в основном способствуют условия жизни ребенка; сравнительно часты эндокринные дисфункции.

В патологии дошкольного и школьного возраста большое значение имеют острые инфекции. Многие заболевания по особенностям клинической картины и по характеру течения у старших детей значительно приближаются к таковым у взрослых. Надо отметить, что в дошкольном и школьном возрасте чаще, чем у детей более младших, наблюдаются ревматизм, приобретенные заболевания сердца, нервной системы и т, д.

Последним периодом детства является период полового созревания (пубертатный период, старший школьный возраст). Время наступления этого периода значительно колеблется в зависимости от пола и индивидуальных особенностей ребенка. У девочек он начинается с 13 лет и заканчивается к 18 годам, у мальчиков начинается с 15-16 лет и заканчивается к 19-20 годам.

Пропорции тела и функциональные особенности различных органов в период полового созревания приближаются к таковым у взрослых. Для периода полового созревания особенно характерны сдвиги в эндокринной системе; отчетливо выявляется функциональная зрелость полового аппарата и заканчивается развитие вторичных половых признаков. Гормоны половых желез несколько подавляют влияние гормона щитовидной железы, вновь усиливающееся к концу предыдущего периода; отчетливее сказывается гормональное воздействие надпочечников и островко-вого аппарата поджелудочной железы. Зобная железа заканчивает обратное развитие.

Патология этого периода приобретает своеобразный оттенок: чаще встречаются психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности, аномалии половой сферы. Острые детские инфекции отмечаются реже. Туберкулез может дать значительные обострения. Течение большинства заболеваний в основном такое же, как и у взрослых.

Не подлежит никакому сомнению, что нет и не может быть строго фиксированной грани между отдельными периодами детства, которые у различных детей в зависимости от их индивидуальных, конституциональных и других особенностей неодинаковы как в отношении своей длительности, так и в отношении моментов наступления и окончания каждого из них.

Совершенно неправильно смотреть на возрастные анатомо-физиологические особенности детей как на факторы, обрекающие ребенка на то или другое заболевание. Особенности организма ребенка в различные возрастные периоды должны служить научным обоснованием к дифференцированному обслуживанию детей. Если, например, новорожденный ребенок вследствие свойственного этому периоду жизни несовершенства терморегуляции легко охлаждается, а охлажденный легко заболевает, то это вовсе не значит, что новорожденные должны часто болеть воспалением легких. Эта физиологическая особенность детей не может служить оправданием для тех детских учреждений, в которых повышенная заболеваемость связана с нарушениями теплового режима новорожденных. Наоборот, каждый врач обязан знать физиологические особенности новорожденного, а следовательно, создавать для него условия, исключающие возможность охлаждения. Оптимальная для здорового доношенного новорожденного ребенка температура окружающего воздуха (22-23°C) явно недостаточна для ребенка недоношенного с еще более несовершенной терморегуляцией и излишне высока для ребенка более старшего, когда физическая и химическая терморегуляции достигают уже достаточной зрелости. Вывод один — физиологические особенности этих детей требуют создания индивидуально необходимых для них условий.

Если у ребенка грудного возраста имеется некоторое относительное функциональное несовершенство пищеварительного тракта, то из этого лишь вытекает необходимость правильного питания детей этого возраста пищей, соответствующей их функциональным возможностям. Дети раннего возраста часто болеют расстройством пищеварения не потому, что у них понижена (по сравнению со взрослыми) активность ферментов пищеварительных соков, повышена проницаемость кишечной стенки и легко возникают расстройства моторики кишечника, а потому, что эти физиологические свойства, являющиеся нормой для детей этого периода жизни, не учитываются и ребенку дается пища, качественно или количественно не соответствующая его возрасту.

Таких примеров можно привести бесконечно много, но и указанных вполне достаточно для того, чтобы понимать необходимость деления всего детства на отдельные периоды и вытекающую отсюда необходимость дифференцирования условий питания и воспитания детей в зависимости от их возрастных особенностей.

(Обновлено)