30.12.2011 12:23

Первый год жизни: все в свое время

Как писала недавно английская газета «Индепендент», «научный подход к воспитанию детей дошел до такого уровня, что появились специальные тесты, созданные для проверки уровня интеллекта у младенцев». Газета имела в виду тест, предназначенный для детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. (Хотя отвечать на содержащиеся в нем вопросы будут, конечно, взрослые.) Тест разработан детскими психологами по заказу производящей детские товары фирмы «Fisher-Price».

Он должен выявить, откликается ли ребенок на свое имя, насколько активно он реагирует на окружающее, как обращается с игрушками и т. д. Как говорят создатели теста, их цель состоит в том, чтобы помочь родителям, «которые нуждаются в подтверждении, что их ребенок развивается нормально, в соответствии со стандартами для своего возраста».

Этот тест мы приведем в конце данной статьи. Но прежде коротко остановимся на некоторых особенностях развития ребенка в возрасте до одного года, о которых полезно знать родителям.

Выдающийся знаток детской психологии, наш соотечественник Л. С. Выготский первый год жизни ребенка делил на два периода. Первый период, названный им периодом новорожденности, характеризуется состоянием пассивности, до 80 процентов времени новорожденный проводит во сне, при этом между сном и бодрствованием нет четкой границы.

Внешний мир для ребенка как бы открывается в двухмесячном возрасте. Начинается младенческий период, вернее, его первая стадия. Как пишет Выготский, ребенка постепенно поглощают зрительные впечатления, он уже слушает звуки, правда, поначалу лишь издаваемые им самим. Он тянется к предметам, касается их руками, губами и языком. В эту пору развиваются и задатки ручной активности.

В возрасте между 5-м и 6-м месяцами ребенок уже проявляет активность, выходящую за рамки простого ответа на внешние раздражители. Это вторая стадия младенчества. Он учится хватать предметы, сидеть, ползать. Пытается подражать движениям взрослых и звукам, которые он слышит.

Наконец, на третьей стадии младенчества, которая начинается на 10-м месяце, наблюдаются начатки более сложных форм поведения: первое применение орудия и употребление слов, выражающих желания. Ребенок, например, может воспользоваться веревочкой, чтобы подтянуть к себе отдаленный предмет. Выготский видел в этом первые признаки интеллектуальной деятельности.

Немного отступая от темы, хотим посоветовать нашим дорогим женщинам при необходимости воспользоваться прекрасным видеокурсом ева бронских родишь, который дает шанс тысячам женщинам страдающим бесплодием познать радость материнства.

О том, какое важное значение для развития ребенка имеет эмоциональный контакт со взрослым человеком, говорят и последние исследования. Такие исследования проводились, например, в Лейпцигском институте эволюционной психологии. Ученые доказали, в частности, что ребенок гораздо быстрее усваивает новые слова, если при этом общается с близким человеком. И напротив, если в качестве «учителя» используется видеомагнитофон, с экрана которого некий диктор пытается объяснить те же слова, то ребенок попросту не обращает на него внимания.

Как выяснилось недавно, от отношения взрослых к младенцу зависит не только его эмоциональное и умственное развитие, но и формирование структуры мозга, которое продолжается на протяжении первых лет жизни. Ученые, обследовавшие малолетних сирот в одном румынском приюте, обнаружили лишь «черные дыры» на том месте, где уже должен был находиться так называемый префронтальный кортекс — участок мозга, ответственный за социальное развитие ребенка, то есть за то, как он будет строить отношения с окружающими людьми. Позднее эти дети были усыновлены английскими семейными парами. Они довольно быстро наверстали упущенное в физическом и умственном отношении, но, как признал наблюдающий за их судьбой британский психолог, остаются серьезные проблемы поведенческого характера. У многих детей, например, так и не появилось чувство привязанности к приемным родителям. Глубокая рана, нанесенная им в раннем детстве отсутствием родительской любви, так и не зажила.

Таким образом, главное, что нужно маленькому человеку на первом году жизни, — это внимание, забота и любовь близких ему взрослых людей, прежде всего родителей.

(Обновлено)