24.02.2011 11:37

Вальдорфская педагогика

Вальдорфская педагогикаВальдорфская педагогика неразрывно связана с именем Рудольфа Штайнера (1861-1925 гг.). Штайнер изучал в Технической Высшей Школе в Вене геометрию, математику, физику, химию и биологию, а также занимался философией и, прежде всего, произведениями Гете. В 1919 году Штайнер основал Вильно-Вальдорфскую Школу. С того времени эта модель распространилась по всему миру.

В этих школах все ученики без исключения должны получать индивидуальную поддержку с равным вниманием к процессам познания, переживания и действия. Эта модель перенесена также на детские сады. Таким образом, «полная» вальдорфская школа работает с детьми от 3-х до 18-ти лет.

Воспитательницы детских садов должны воспринимать две точки зрения:

  1. Развивать глубокое понимание маленького ребенка.

  2. Осознавать раннее детство как часть роста и «саморазвития», который длится вся жизнь.

В содержании вальдорфской педагогики нужно много времени для развития, роста и зрелости. Сначала ребенок развивается телесно: внешние органы, органы чувств, железы, органы пищеварения, дыхание и кровообращения. Телесная зрелость составляет основу для сознания ребенка и его душевно-чувственных способностей. Вальдорфськая педагогика предусматривает здоровое развитие, при котором развивается человек комплексно — тело, психика и дух. Вальдорфськая педагогика соблюдает правила: сначала ходьба, потом язык и слова, потом мышление. В содержании вальдорфской педагогики важным является то, что тело и его органы могли бы полностью развиться, и что сознание, память и умственные способности не слишком рано должны упражняться и усиливаться.

Важное место в этой методике занимает игра, причем каждому возраста отвечают свои игры, которые стимулируют развитие и фантазию ребенка. В вальдорфских детских садах как игрушки чаще всего используется естественный материал — камни, деревяшки, разпиленные ветви, ракушки и каштаны; реже — специально изготовленные с учетом определенной функции игрушки. По Вальдорфськой педагогике, только через чувственное восприятие возникает наша связь с сутью и природой вещей. Этот опыт важен, если человек хочет научиться правильно оценивать окружающее. Кроме того, нужно учитывать расхождение между игрой и работой: свободная игра без определенной цели у ребенка противопоставляется целенаправленной работе взрослого и возникает только тогда, когда у ребенка есть возможность выразить свою фантазию.

(Обновлено)