10.12.2011 08:22

Веселые уроки для непоседы

Веселые уроки для непоседыМногим детишкам частенько бывает трудно усидеть на месте. Даже слушая очень интересную сказку, они елозят, прыгают, машут руками, срываются с места. Такова особенность восприятия малышами новой для них информации, с которой мамам и папам трудно смириться. Родителей это огорчает и даже сердит. А между тем активное движение помогает малышу усваивать получаемую информацию. К тому же знания, полученные на ходу, держатся в его памяти гораздо крепче, чем те, которые «впихиваются» туда намеренно.

Вместо того чтобы насильно усаживать малыша за парту перед книжкой, почему бы не попрыгать, побегать и повеселиться. Параллельно он без труда запомнит все то, чему вы так хотели его научить!

Прыгаем по цифрам и буквам

Игра подходит для тех, кто научился твердо стоять на ногах — детям с 12-14 месяцев. Прыгать можно по чему угодно. Это могут быть буквы, цифры, цветовые таблички. Суть одна: вы берете листы бумаги или картона (чем плотнее бумага, тем дольше будут существовать ваши «пособия»), пишите или рисуете на них нужный символ. Крупно, ярко, жирно. Если это буквы, то буква должна занимать почти весь лист. Если это цвет — то весь лист вы просто закрашиваете нужной краской. Затем выкладываете из них дорожку на полу. Берете малыша за обе ручки, чтобы руководить скоростью его движений. И предлагаете ему прыгать (если он еще не умеет это делать, переносите за руки) с картинки на картинку, громко, четко и внятно называя то, что там изображено.

Салки-обучалки

Подходит для нескольких игроков. Вам опять же понадобятся карточки с тем материалом, который вы хотите выучить. Они должны быть размером с тетрадный лист, по две на каждый «предмет» (если детишек много). Пара карточек прикрепляется к спине и груди ребенка обычными скрепками или английскими булавками. Прикрепляя, называйте каждому участнику его «имя». Например, «Ты, Петя, у нас буква «А», а ты, Зоя — буква «О». Дети разбегаются по всей комнате. После этого вы командуете: «Ловим букву «А!» Кто у нас буква «А»? Это ты, Петя? Значит, ловим Петину букву!» Поймавший Петю называет его букву и обводит ее изображение пальцем. После этого вы начинаете ловить следующую «букву».

Имейте в виду, что даже если детишек много — например, вы затеяли играть в группе детского сада, все равно не надо давать на одну игру больше пяти элементов. Пусть лучше будет несколько детей, «обозначающих» одно и то же. Конечно, салить можно не только буквы, но и цифры, да и вообще все что угодно.

ФАКТ! Двигательная активность тесно связана с функциональным состоянием мозга, развитием речи и творческих способностей крохи. Благодаря подвижным играм детишек достигается наиболее гармоничная координация деятельности всех их органов и систем.

У кого это есть?

А вот эта игра прекрасно подходит для домашних занятий мамы с малышом. Вам опять понадобятся карточки, хотя если, например, вы изучаете цифры, то можно к карточке прибавить и количественный материал. Теперь карточки крепятся к плюшевым игрушкам (или машинкам, если у вас мальчик). И вы предлагаете малышу найти того зверя, у которого на груди нужная картинка. Конечно, не забудьте рассадить игрушки по всем углам комнаты на разной высоте, чтобы за одним надо было под стулом пролезть, а до другого — допрыгнуть.

Угадай, кого я спрятала?

Кроме карточек, вам понадобится моток бечевки или просто клубок толстых ниток. Бечевка крепится одним концом к игрушке. Другим, метра 3-4 длиной, крепится к карточке. Игрушку вы прячете, а второй конец бечевки с карточкой на нем свисает. После этого вы зовете кроху и предлагаете ему найти зверя, который спрятан под номером «3». Малыш должен определить, где цифра «3», а потом, смотав бечевку, достать игрушку.

ФАКТ! Если вы будете ежедневно заниматься с крохой счетом, то уже через месяц трехлетка сможет оперировать цифрами в пределах десятка.

Добеги и сравни

С помощью этой игры можно очень быстро выучить все цифры и научиться считать. В одной комнате разложите карточки с цифрами, во второй — на диване разместите карточки с цифрами и крупными точками разного количества, соответствующие цифрам. Задание таково: взять карточку с семью точками, добежать до другой комнаты и найти цифру 7.

Второй уровень сложности: взяв карточку, найти и принести ту, на которой точек больше (меньше). Следующий этап: мама дает две карточки, в соседней комнате надо найти одну, количество точек на которой соответствовало бы сумме. Важно не перегрузить кроху — малыша хватает на 3-4 таких «сравнения».

Светофор

Вариант предыдущей игры идеально подходит для улицы и нескольких игроков. Можно изучать цвета, формы, буквы, названия животных, птиц, растений. Для игры нужна квадратная площадка: на улице ее можно начертить мелом, дома — ограничить, например, ковром. Выбирается ведущий, который вместе с детьми загадывает, что или кто будет обозначать зеленый цвет — 2-3 (в зависимости от количества игроков) названия животных, цвет одежды и т.п. «Обладатель» зеленого цвета по сигналу ведущего может свободно переходить по зебре. Остальные должны перебежать. Цель ведущего — поймать как можно больше «нарушителей». Лучше, если ведущим будет взрослый, который может соотнести силу «осалки» или «захвата» малыша — дети еще не умеют соразмерять свои силы.

Найди вокруг

Эта игра подходит для изучения цвета, геометрических форм, размеров. Вы предлагаете малышу внимательно посмотреть на образец, например, круг. И потом ищите в квартире все, что имеет круглую поверхность. Или другой пример — показываете синюю маечку и просите найти все такого же, СИНЕГО цвета. В качестве образца следует выбирать что-то типичное (майка с синим фоном, на котором много разноцветных кружочков или клеточек, никак не подойдет, — малыш запутается). Не забудьте позаботиться о том, чтобы вокруг было много разноцветных предметов.

СОВЕТ! Для некоторых развивающих игр малышу понадобится большой мяч с ручкой. На нем удобно передвигаться по квартире. Заодно у ребенка будет великолепная физическая разминка.

Считай шаги и найдешь!

Еще один вариант математических пряток. Учит считать и развивает пространственную ориентацию (потом не будет никаких проблем с отступлением клеточек в тетради — бич всех первоклассников!). Но для этой игры мама должна обладать хорошим глазомером, чтобы верно определить количество шагов до места «клада». Итак, вы загадываете какой-то объект или прячете игрушку и говорите ребенку: «Чтобы найти это, ты должен пройти три шага вперед, два направо, потом два на-влево и т.д.». Малыш идет и вслух считает. Если видите, что не дошел или переборщили — корректируйте. Второй уровень сложности — поменяться ролями (только подстраивайте свои шаги под движения ног малыша).

ПРОЩЕ ПРОСТОГО

  • Порой изучаемый материал кажется родителям очень легким в освоении. Казалось бы, разве сложно запомнить названия цветов, геометрических фигур, сторон света? Но это для нас, взрослых. Для малыша все впервые. Поэтому, чтобы разобраться, нужно время. Одному ребенку потребуется всего пара занятий, другому на то же самое будет мало месяца. Не ругайте и не подгоняйте ребенка! Позвольте ему существовать в собственном интеллектуальном ритме — только так вы придете к настоящему успеху. Кроме того, ответственно подходите к выбору игрушек для детей. Они должны соответствовать его возрасту и, конечно же, быть безопасными.
  • Также будьте готовы к тому, что малыш не станет немедленно и по первому требованию безупречно выдавать на-гора результат изученного. Ребенку нужно время, чтобы материал «переварился» — оно у всех детей тоже разное. Дрессированные попугайчики, бойко и громко тарабанящие заученные слова, тратят на запоминание те силы, которые лучше было бы направить на понимание.

ЭТО ВАМ НЕ ИГРУШКИ

Игра для малышей — не просто развлечение, это их способ познания мира; она позволяет моделировать любые ситуации, проживать их безопасно, но при этом очень шШ творчески. Задача взрослого — ввести в детские эксперименты знания о мире и законах его существования. Если делать это без давления на кроху — ни он, ни вы и не заметите, как будут освоены знания, необходимые для дальнейшего обучения ребенка.

СИДЕТЬ ИЛИ УЧИТЬСЯ?

«Уроки вприпрыжку» полезны всем, но для родителей реактивных детей они — просто спасение. Конечно, это не значит, что теперь вы будете заниматься с малышом только так. Даже самых активных и гиперактивных детей надо приучать понемножку сидеть спокойно, рисовать, внимательно слушать. Но проблема с ними заключается в том, что,ы вынужденные тратить все силы на это «спокойствие», они уже не способны адекватно воспринимать информацию. Поэтому для начала постарайтесь разделить для малыша две задачи: или он сидит спокойно (в первые разы — не больше 3-5 минут, каждую неделю прибавляя по минуте), или уже учит и узнает что-то новое. Когда ваш ребенок сможет спокойно провести за партой минут 10, начинайте прибавлять новую информацию, подавая ее в максимально интересном для него виде.

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? Наверняка у вашего малыша есть любимая игра или занятие. Например, моq сын обожал две вещи: ежиков и поезда. Так вот, были у нас три ежика, которые на поездах возили друг другу разные количества кубиков, рисовали, а затем и писали друг другу «записки», составляли «графики движения» и маршрутные листы.

(Обновлено)