04.08.2011 15:56

Играем в настольные игры

Играем в настольные игрыВ наше суматошное время редко удается выкроить минутку, чтобы спокойно поиграть с детьми. Но для ребенка самый главный и желанный подарок — это время, которое родители безра цельно посвящают ему. В долгие новогодние праздники, когда все домашние в сборе и никто никуда не торопится, хочется заняться интересным делом, которое объединило бы всю семью. Например, сыграть в настольную игру.

Одно время, оттесненные многоцветным изобилием «развивалок», конструкторов и компьютерных «стратегий», скромные игры с фишкой и кубиком как-то затерялись, словно сошли на обочину индустрии раннего развития. Казалось, время настольных игр прошло раз и навсеша, Однако сегодня они переживают второе рождение, а конкуренция с компьютером пошла им только на пользу: современные настольные игры ярче, разнообразнее, увлекательнее, чем были одно-два десятилетия назад.

В ЧЕМ ТУТ ФИШКА

Традиционные игры с фишками, которые нужно передвигать по разграфленному полю, известны всем. Однако принято считать, что они лишь разнообразят детский досуг, но дидактической пользы от них маловато. На самом деле это не так. В играх, с кубиками и фишками ребенок обретает множество полезных знаний и умений.

ВАЖНО! С самого начала ласково, но твердо приучайте малыша играть по правилам соблюдать очередность ходов, уважать своих соперников, использовать настольную игру только по назначению. Если это совсем не удается, временно уберите игру. Возможно, кроха до нее пока не дорос.

Что развивают настольные игры

  1. Социальные навыки. Малыш учится соблюдать правила: дожидаться своей очереди, делать нужное количество ходов, выполнять условия игры, достойно встречать победы и поражения.

  2. Мелкая моторика и координация движений. Правильно кинуть кубик, аккуратно передвинуть фишку на нужное количество клеточек — для двух-трехлетнего крохи, у которого пальчики еще такие неловкие, а движения неточные, — это серьезная, ответственная задача.

  3. Концентрация внимания и произвольное внимание. Во время игры необходимо держать в памяти количеств и очередность ходов, общий сюжет игры, правила и т. д.

  4. Элементарные математические понятия. Малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает порядковый и количественный счет, учится соотносить количество (в данном случае точек на кубике) со знаком-цифрой.

ДЕРЖИ РАВНОВЕСИЕ!

Эти простые игры развивают мелкую моторику и координацию движений. Общий принцип таков: игроки по очереди складывают или, наоборот, разбирают некую конструкцию, стараясь не разрушить ее и не сдвинуть с места соседние элементы. Самый простой вариант (с 2,5 лет) — балансирующая башня. Кидая по очереди кубик, игроки ставят один на другой разноцветные блоки, покоящиеся на полусферической качающейся подставке. Деткам постарше (от трех лет) усложняем задачу — нагрузить разноцветные бочонки на палубу готового к отплытию корабля; навьючить ослика, укладывая ему на спинку тоненькие бревнышки, или, наоборот, снять ношу, вытаскивая по одному бревнышки из груды и стараясь не потревожить остальные.

КИДАЙ КУБИК!

Знакомство с играми-ходилками можно начинать уже в два года. Правда, для таютх маленьких шроков производители предлагают игровые кубики, на гранях которых вместо привычныхточек нарисованы яркие цветные кружочки — какого цвета выпал кружочек, на такое поле и нужно передвинуть фишку.

Малышам старше трех лет подойдет игра «Колорама», сочетающая достоинства классической ходилки и сортера: играющие бросают кубик с разноцветными гранями и выкладывают на поле с ячейками геометрические фигуры соответствующих цветов.

Классические бродилки вроде знаменитых «Змей и лестниц» исключительно полезны для детей 4—5 лет, которые знакомятся с цифрами и осваивают порядковый счет.

Последняя новинка — трехмерные игры — куда более увлекательная забава, чем их «плоские» предшественницы: курочки карабкаются на насест, куда их не пускает сердитый петух, кот пытается выманить нахальных мышат, спрятавшихся в куске сыра. Правда, у этих игр правила посложнее — раньше 3,5—4 лет малыш врядли сообразит, что от него требуется.

Старшим дошкольникам (от пяти лет) понравятся захватывающие игры-лабиринты, где, передвигаясь по запутанным ходам, произвольно расположенным на игровом поле, участники ищут спрятанные в тайниках сокровища, сражаются со стерегушими их чудовищами, вступают с союз с добрыми волшебниками. По сути, это бумажный вариант компьютерных квестов.


Рекомендуем обратить внимание на конструкторы лего, которые прекрасно развивают мышление ребенка и мелкую моторику.


СЛОВО ЗА СЛОВО

О пользе словесных игр сказано так много, что и добавить нечего: они способствуют формированию фонематического слуха, расширяют лексический запас, развивают чувство языка, будят фантазию и словесное творчество.

Классическая игра, популярная уже не одно поколение, — скрабл: игроки, выкладывая на поле фишки с буквами, составляют кроссворд. Классический скрабл для маленьких детей, конечно же, не подходит. Но есть облегченный вариант этой игры — «Скрабл Джуниор» для детишек от пяти лет, которые только осваивают грамоту. На одной стороне поля нужно ложитьть буквы в покрашенные клетки, по принципу лото На другой стороне — почти классический скрабл, но с несколько упрощенными правилами.

А вот игра активити появилась лишь недавно, но уже успела завоевать весь мир. Это своеобразное сочетание «Крокодила», шарад и ассоциаций. Игроки, передвигаясь по полю, берут карточки с заданиями и объясняют другим участникам, что на них изображено — рисунками, пантомимой или синонимами. Это невероятно веселая, азартная и вместе с тем полезная игра, в которую можно играть как втроем-вчетвером, так и большой компанией, например, во время детского праздника. Разработано уже несколько вариантов активити. Самый простой предназначен для четырехлеток.

САМИ С УСАМИ!

При всем обилии и разнообразии покупных настольных игр самая ценная и увлекательная для малыша — та, которую вы сделали своими руками. Всль в этом случае вы сможете вводить любые правила, адаптируя игру к особенностям восприятия своего ребенка, назначать по своему усмотрению актуальные для крохи развивающие задания, придумывать любые сюжетные перипетии. Особенно интересно будет, если за основу сюжета вы возьмете события из жизни вашей семьи (например, вы идете в поход или просто в гости, убираете квартиру или готовитесь к Новому году). Тем более что сделать такую игру совсем не сложно. Для пущей убедительности можно изготовить фишки и карточки с фотографиями родных, вашего дома, мест, куда вы ездили летом. А когда игра будет готова, соберитесь всей семьей в уютном уголке, разложите любовно нарисованное игровое поле, раздайте фишки, и пусть мороз лютует и злится сколько хочет: у вас теперь есть чем заняться!

(Обновлено)