22.03.2012 08:20

Музыкальные уроки для вашего крохи

Музыкальные уроки для вашего крохиВозможно, вы мечтаете вырастить из малыша великого музыканта, но это лишь отдаленное будущее… Но даже если пока склонности вашего чада не слишком понятны, не лишайте его возможности прикоснуться к прекрасному и удивительному миру музыки. Слух у ребенка формируется еще в мамином животике. С этого момента музыка оказывает определенное влияние на самочувствие, эмоциональное состояние, настроение и даже здоровье малыша.

У истоков

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки, ее ритмические особенности. Постепенно, в процессе овладения различными видами активного слушания и исполнения простеньких фраз, попевок, ритмических картинок, вы сможете развивать у ребенка музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности. В первые месяцы жизни детки именно ваш голос станет самым главным стимулом для развития слуха малыша и возможных музыкальных задатков. К тому же не стоит забывать, что сензитивный период — т.е. время, наиболее благоприятное для закладывания определенных умений, в данном случае — основ музыкального мышления, — как раз приходится на первые два года жизни.

Не потому ли так часто великие музыканты вырастают именно в музыкальных семьях, где они с рождения были погружены в мир звуков?..

ВАЖНО! Для крохи до года подберите несколько музыкальных игрушек: погремушку, колокольчик, бубен.

Убаюкиваем (с рождения)

Самое первое и доступное всем без исключения средство развития детской музыкальности — конечно, колыбельные. Не стоит переживать, если у вас отсутствует слух, медведь оттоптал все уши, и ужасный голос. Все это преодолимо, было бы желание. Ведь для малыша именно мамин голос всегда божественен, а мелодию вовсе не обязательно повторять за Глинкой, Чайковским или Моцартом. Создайте свою собственную! Для этого возьмите текст любой, самой простенькой колыбельной.

Баю — баюшки — баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок.

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок и потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди.

Потешаем -забавляем (с одного месяца)

Кроме колыбельных, издавна существует еще одно великолепное средство для развития младенческой музыкальности. Это потешки. Игры, забавляющие малыша или знакомящие его с какими-то вопросами повседневной жизни: купанием, умыванием, одеванием, кормлением. В них действия сопровождаются простенькими рифмованными и ритмизированными строчками, которые тоже напевают или, по крайней мере, произносят нараспев. От колыбельных они отличаются яркостью позитивных эмоций, которые потешка помогает добавить в действие, может быть, само по себе не столь любимое крохой.

Вот лежат в кроватке Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гуситки.

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

 

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз — росой она умылась,

Два — изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою.

С добрым утром!

С ясным днем!

Вот как славно мы поем!

Очень скоро малыш сможет сам повторять простейшие действия, о которых идет речь в песенке-потешке: хлопать в ладошки, стучать ножками, качать головкой, что-то изображать… А поскольку все эти действия должны производиться в определенном темпе, подобные занятия разовьют у вашего крохи чувство ритма, являющееся одним из краеугольных камней музыкальных способностей.

ВАЖНО! Обращайте внимание на звуки, окружающие кроху в быту: свист чайника, гудок машины, лай собаки.

Стучим-грохочем (с трех месяцев)

У вас в доме нет ни рояля, ни скрипки, ни гитары? Не отчаивайтесь! Музыкальные инструменты вовсе не обязательно покупать за бешеные деньги. По крайней мере, до тех пор, пока вы не убедитесь, что ребенок собирается отправиться на серьезные музыкальные занятия в соответствующий класс. Пока что вы можете сделать их сами. Даже делать-то не придется. Они всегда есть у нас под руками. Ложки, тарелки, крышки. Пластиковые бутылочки, в которые можно насыпать крупу, песок, орехи. Свистульки и старые погремушки с длинными ручками. Колокольчики и бубенчики. Все это позволит малышу стучать, греметь и… познавать свойства звука и ритма. Конечно, только годам к трем он сможет греметь маракасами или стучать ложками, попадая в ритм любимых песенок. А пока он просто станет трясти, дуть и наслаждаться производимыми звуками. ^Постарайтесь вместе с малышом услышать их во всем многообразии — вы сделаете поистине семимильный шаг к освоению сольфеджио, вызывающего столько слез в более старшем возрасте.

Ведь сейчас, в младенчестве, эту разницу в звучании и ритме малыш воспринимает не только ушами, но буквально всем телом! «Раз-и-два-и…» — нудный счет, без которого музыканты не освоят ни одного произведения, «поселится» у него в кончиках пальцев и останется там навсегда…

Сюжетные игры (с восьми месяцев)

Когда малыш подрастет, научится ходить и повторять за вами простейшие действия, самое время вводить в обиход музыкальные сюжетные игры. Вы легко найдете в продаже кассеты и диски с маленькими песенками, для этого предназначенными. Если купить их возможности нет, подберите музыку сами. Под колыбельную, напевая «баю-бай», малыш может укладывать мишку спать. Под вальс покажите ему, как кружатся и падают листочки на землю.

Под ритмичную музыку могут прыгать белочки — с веточки на веточку. Если крохе сложно прыгать самому, за него это могут делать игрушки — с бортика на бортик кроватки, например. Великолепный материал для простеньких сюжетов — «Карнавал животных» Сен-Санса. Слон может строить домик. Кукушка — искать птенцов. Ваше воображение и склонности ребенка помогут найти сюжеты для этой замечательной музыки.

СОВЕТ! Познакомьте кроху со звучанием различных инструментов, как сольно, так и в квартетах, квинтетах, больших симфонических оркестрах.

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ПОСЛЕ 7-8 МЕСЯЦЕВ подойдут и игры, развивающие слуховое восприятие.

Где звенит?

Возьмите колокольчик. Посадите кроху посреди комнаты. Звоните из разных углов колокольчиком, попросите его показать, откуда раздается звук. Когда малыш понял, что вы от него хотите, попросите его закрыть глаза и угадывать, не глядя.

ДЛЯ ДЕТИШЕК СТАРШЕ ГОДА, у которых уже развита элементарная координация движений, подойдут подобные игры.

Быстро-медленно

Подберите и запишите на кассету подряд кусочки длиною по 30 секунд с меняющимся темпом, громкостью звучания, одним и многими инструментами — в общем, противоположной по каким-то критериям музыкой. На «быстро» малыш хлопает в ладошки, на «медленно» — качает ручками над головой. Конечно, движения подбирайте в зависимости от того, что под силу малышу. Если он уже ходит — можно прыгать, бегать, кружиться.

ПО ВОЗРАСТУ

РЕБЕНОК ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ РАЗЛИЧАЕТ ЗВУКИ И ИНТОНАЦИИ ГОЛОСА, ИНСТРУМЕНТОВ, ОБЩАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ЗВУКОВ — ГУЛЕНИЯ, ПЛАЧА, ПОПЫТОК ИНТОНИРОВАТЬ РЕЧЬ ВЗРОСЛЫХ, ОБРАЩЕННУЮ К НЕМУ. Музыка и речевое развитие на данном этапе тесно взаимосвязаны. Родители могут знакомить малыша с разными интонациями голоса (вопрос, ответ, возглас и т.д.), приобщать к активности в пении, играх, плясовых движениях, знакомить с окружающим миром и миром музыки, развивать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. Когда же кроха подрастет — после года-полутора — ему станут доступны и сюжетные игры под музыку.

Произносите этот текст нараспев, в том темпе и ритме, который подскажет ваше воображение. Колыбельная готова! Точно так же можно обращаться с любым детским стишком. Если вы все же стесняетесь, пойте малышу, когда вы с ним наедине. Кстати, скоро вы заметите, что он — если не очень хочет спать — интонациями повторяет вашу песенку!

Конечно же, нельзя не отметить положительное влияние эстетического развития ребенка. Поэтому если вы решили приукрасить свой дом, найдите где купить саженцы роз и создайте неповторимую обстановку для ваших музыкальных уроков.

О ПОЛЬЗЕ МУЗЫКИ

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ оказывает огромное влияние на формирование личности маленького человечка. Экспериментально доказано, что у детей, занимающихся музыкой:

  • увеличивается объем памяти;
  • развивается зрительное и слуховое восприятие;
  • активизируется высшая психическая деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного и слухового);
  • развивается речевая сфера;
  • развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление, память, воображение, координация слуха и голоса, координация движений;
  • формируется внимание к окружающему миру, прежде всего это касается слухового внимания.

СЛУШАЕМ МУЗЫКУ ВМЕСТЕ С МАЛЫШОМ

? ПРИЧЕМ ЛЮБУЮ И ВСЯКУЮ. КАКАЯ ВАМ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ. Не ограничивайте выбор только классикой или только детскими песенками. Главное правило, которое вы должны соблюдать — музыка должна быть разной! Поэтому смело включайте Моцарта и джаз, «Битлз» и Вагнера, попсу и орган, рок, рэп и церковные песнопения, романсы, народные песни и грегорианские распевы… Через пару месяцев вы сами поймете, что и когда ему по душе.

? МУЗЫКА МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ ФОНОМ К ПОВСЕДНЕВНЫМ ДЕЛАМ, а может использоваться для целенаправленного прослушивания. Во втором случае выбирайте яркие, образные отрывки, время звучания которых максимум 3 минуты. Познакомьте таким образом вашего ребенка со всеми стилями и направлениями, которые вы знаете.

(Обновлено)