01.08.2011 14:46

Как победить детскую рассеяность?

Позанимавшись малышом, многие родители приходят к неутешительному выводу: ребенок имеет все шансы повторить судьбу гражданина с улицы Бассейной. Не слышит, когда к нему обращаются, вечно все забывает, в развивающем кружке поминутно отвлекается… Откуда берется детская рассеянность и можно ли ее победить? Детская рассеянность не возникает на ровном месте. Ее основные виновники:

  • Частые респираторные инфекции. Организм слабеет, а нервная система четко реагирует на ничтожные раздражители. Ребенок легко отвлекается и быстро устает;

  • Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни неестествен для ребенка. Лишенный возможности выплеснуть энергию на улице, дома ребенок непоседлив, вертится и отвлекается во время занятий;

  • Интеллектуальные перегрузки. Родители водят малыша сразу и на рисование, и на «ранний» английский, и в «развивалки», а еще к логопеду и на танцы… Неприспособленный к таким объемам информации мозг трех-четырехлетки попросту устает и начинает саботировать любые нагрузки. Отдельно — про телевизор: в большом количестве это не развлечение и не отдых, а труд, истощающий незрелый мозг. Ученые из новозеландского Университета Отаго выяснили, что половина дошколят, проводивших у экрана два часа и более в день, почти гарантированно становились рассеянными;

  • Врожденные особенности нервной системы. Для маленького меланхолика или холерика (ребенка со слабым типом нервной системы) очень важен здоровый образ жизни и полноценный отдых. Консультация психолога не помешает;

ЧТО МОЖНО И ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ?

Способность к концентрации внимания созревает постепенно. И прежде чем называть малыша рассеянным, стоит проверить, не слишком ли много мы от него хотим.

1,5-2,5 года. Гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка пока может сконцентрироваться только на одной задаче (например, на возведении башни из кубиков). И если вы раздражаетесь, что увлеченный игрой малыш вас как будто не слышит, не тратьте напрасно нервы: он вас действительно не слышит! Удерживать внимание ваш кроха может пока совсем недолго — 5-15 минут. 2.5-3,5 года — окончательно формируется одноканальное внимание. Малыш уже может оставить игру и позже с тем же интересом вернуться к ней. Но двух занятий одновременно для него пока не существует. Концентрироваться на чем-то малыш может 12-20 минут.

4-5 лет. Возникает двуканальное внимание. Только в этом возрасте дети постепенно учатся удерживать внимание на двух действиях сразу. И начинают во время игры воспринимать ваши указания. Быть сосредоточенными многие малыши в этом возрасте могут в течение 20-25 минут. Быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки), на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в кружок), ребенок сможет не раньше 6 лет, как бы вы ни ругали и ни поторапливали его. Просто потому; что произвольное внимание (умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется только к 6-7 годам.

Отсутствие мотивации. Это случается, когда родители опережают события. Если во время прослушивания захватывающего триллера от братьев Гримм малыш поминутно отвлекается, значит, он пока не дорос до прозы. Возвращайтесь к сказкам в стихах.

Бывает, что ребенок «убегает» в рассеянность от малопривлекательного занятия. Ну неинтересен ему этот пищащий и светящийся сортер, который взахлеб рекомендуют специалисты и на который вы потратили уйму денег. Лучше уберите на время. С понятием объема ваш ребенок ознакомится, вкладывая одну кастрюлю в другую. Иначе у него разовьется привычка витать в облаках, чтобы избежать скуки.

Также не забывайте чтобы в помещении где вы занимаетесь с малышом было хорошее освещение, позаботьтесь о наличии хороших детских светильников и тогда сосредотачивать  внимание вашему малышу будет проще.

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ИГРЫ ДОМА…

Можно ли тренировать устойчивое внимание в домашних условиях Конечно! Главное условие: занятия должны быть веселыми и не превращаться в обязаловку. Лучшие часы для занятий — утро или время после дневного сна, когда мозг малыша отдохнул. Оптимальная продолжительность— 10—15 минут. Если малыш начал считать ворон, не старайтесь высидеть эти 15 минут любой ценой. Несколько подходов с отдыхом гораздо эффективнее, чем непрерывное занятие. Успели почитать пять минут? Отлично! К следующей пятиминутке можно приступить позже.

«ЧТО НАДЕТЬ НА КАРНАВАЛ?» Вы просите малыша отвернуться и меняете что-то в своем облике. Просите ребенка обнаружить эти изменения: «Что фея наденет на карнавал?» Сначала изменения должны быть смешными и утрированными (например, водрузите на голову необычную шапку или наденьте на руки разноцветные носки). Потом — попроще: повяжите на шею косынку, украсьте платье поясом. Постепенно увеличивайте количество новых деталей от одной до пяти-шести.

«СКОПИРУЙ РИСУНОК». Задача ребенка — правильно повторить действие: например, нарисовать узор по шаблону; раскрасить вторую половину рисунка точь-в- точь, как вы раскрасили первую, и т. п.

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ». Вы произносите разные слова и просите маленького подпрыгивать (хлопать в ладоши), когда он слышит, например, названия игрушек.

…И НА УЛИЦЕ

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ». В этой игре (и в ей подобных) надо повторять движения и мимику ведущего, а значит, внимательно за ними следить.

«ДНЕВНИК НАБЛЮДАТЕЛЯ». На прогулке почаще обращайте внимание ребенка на перемены вокруг: «Посмотри, сегодня выпало больше снега», «На дереве появились новые листочки». Это не только тренировка внимания, но и урок природоведения.

«МЫ УМНЫЕ СОБАЧКИ (ДРЕССИРО¬ВАННЫЕ ЗАЙЧИКИ). Идет на ура в малышовой компании на детской площадке. Приготовьте большие карточки ярких цветов (красного, желтого, зеленого, синего). Каждой карточке соответствует задание: например, увидев желтый, собачки должны подпрыгнуть; красный — присесть и т. п. Ваша задача — показывать карточки, задача «собачек» — не отлынивать и ничего не путать. Количество карточек и скорость со временем увеличиваются.

ЧИТАЕМ, РИСУЕМ, ЛЕПИМ… КАК?

Подготовьте комнату к занятиям. Первое условие — тишина (как минимум выключите радио и и телевизор). Лучше, если в комнате будет находиться только один взрослый, Не ставьте детский стол к окну: никто не удержится от соблазна отвлечься на уличное «реалити-шоу». Вокруг рассеянного малыша должно быть как можно меньше отвлекающих факторов. Если вы рисуете, не выкладывайте все карандаши: у ребенка, испытывающего трудности с концентрацией, глазки и ручки «разбегаются» моментально. Положите рядом с альбомом два карандаша, остальные вынимайте постепенно, убирая те, что художнику уже не пригодятся. То же касается красок: наборы, где каждая краска налита в отдельную баночку, лучше многоцветных палитр. Раскраски разбирайте на отдельные листочки. Больше пользы вашему ребенку принесут тоненькие книжки в мягкой обложке с одной-двумя сказками, чем дорогие подарочные тома. Если вы планируете десять минут порисовать, а потом поиграть в мяч, не выкладывайте все сразу. Мяч должен быть извлечен из шкафа только после того, как предыдущее занятие окончено.

Чтобы малыш реже отвлекайся, почаще переключайте его внимание на себя: «Посмотри на меня», «Послушай, что я скажу». Хорошо помогают мысленно вернуться к занятию прикосновения взрослого. Удержать малыша в прямом и переносном смысле можно, посадив его во время занятий к себе на колени.

Комментируйте все, что делает ваш малыш. «Сейчас мы слепим шарик. Сначала берем кусочек пластилина и катаем ладошкой. В эту сторону, потом в другую…» Так вы помогаете ребенку контролировать свои действия. Постепенно маленький начнет подражать вам, проговаривая свои действия и фиксируя на них внимание. А значит, научится вырабатывать алгоритм, разбивая сложную задачу на более простые. Замечено, что дети мам, которые с пеленок озвучивают все манипуляции с младенцем, гораздо реже бывают рассеянными и неусидчивыми.

(Обновлено)