20.09.2011 05:32

Кто за букву отвечает?

Первые — вторые классы учатся в здании бывшего детского садика. Оно — по соседству с основным. Так младшим легче адаптироваться к новой жизни: привычные, почти детсадовские интерьеры, игровые комнаты… У крыльца дожидаются окончания уроков мамы. Встретив детей, не спешат расходиться: вопросов к учителям хватает.

Честно говоря, эта школа комфортна для ребят (достаточно увидеть, насколько не интересует их звонок на перемену), но для родителей — сплошной стресс, особенно поначалу. В учебниках нет правил — как проверить, выучен ли урок? А если ребенок пропускает занятия по болезни — как заниматься с ним дома? Нас-то учили совсем по-другому…

К концу первого класса дети считают всего лишь в пределах десятка. Родители в ужасе: ничего себе развивающая система! Но — существенная деталь — в отличие от сверстников из других школ здешние первоклассники управляются с разными системами счисления: с десятичной, пятиричной… Задача педагога не научить механически складывать числа, а помочь подопечным понять, как происходит переполнение разряда в любой системе. В десятичной системе стало единиц одиннадцать — значит, это уже следующий десяток, следующий разряд. И осознав это, ребенок вдруг обретает общий способ вычисления в любых пределах. А ведь бывает, что в классе есть дети с разницей в возрасте, что еще более усложняет педагогический процесс. — В обычном первом классе все по-другому, — объясняет Елена Восторгова (она — соавтор развивающего учебника по русскому языку, член школьной научно-практической лаборатории, основанной одним из создателей системы, Василием Давыдовым). — Там сначала считают до десяти, потом до 20… То есть набирают частные приемы. Вводится прием — отрабатывается, вводится — отрабатывается. А мы стараемся вскрыть основание действий, продемонстрировать ребенку суть, общие принципы. И тогда ему не нужно отрабатывать приемы и все равно, что складывать или вычитать, — тысячи, миллионы, миллиарды.

То же — в русском языке. Известно ведь, что буква в одном случае читается так, в другом — иначе. Почему? Правило ученикам не сообщается. Мы вместе ищем, откуда оно вытекает, конструируем его постепенно, шаг за шагом. Закон рождается в результате нашей совместной деятельности и поэтому не требует заучивания. Ребенок должен отвечать за каждую написанную букву, понимать, почему здесь появилась именно она. Когда знание добывается таким способом, у человека развивается и самостоятельность, и уверенность в себе. Он не боится — вот что самое главное. Вообще эта система очень гуманна. Она позволяет любому ученику, даже неуспешному (по меркам традиционной школы) занять достойное место в общей работе… — Такой способ познания все-таки требует от человека склонности к теоретическому мышлению, некоторых логических способностей. А если он чистый эмпирик?

Оказывается лишним в общей работе по добыванию знаний? — Лишних не бывает. У нас основная форма работы — дискуссия, а в дискуссии, как известно, ценен не только лидер… И потом к знанию мы продвигаемся настолько мелкими шагами, что у ребенка есть возможность идти в том темпе, на который он способен. Каждый следующий шаг включает все предыдущие. С точки зрения психологии лучший путь отработать навык — создать такую ситуацию, когда этот навык будет средством решения другой задачи.

Так и происходит. Это позволяет ребенку не расхолаживаться и сохранять познавательный интерес. Когда мои ученики перешли в пятый класс, учителя мне говорили: Ваши-то все время дневники забывают. Им отметки не интересны, они не за отметки работают. И при этом не теряют веру в свою значимость. В моем классе была девочка, писавшая диктанты со множеством ошибок. Но когда я задавала какой-то проблемный вопрос, она первая поднимала руку. — Вы поддерживаете в ребенке это ощущение собственной ценности. А потом он по каким-то причинам попадает в нормальную школу, где другие критерии успешности. Психологический кризис ему обеспечен… — Если в России наконец-то добились альтернативности школьного образования, проблемы при смене учебного заведения неизбежны. Мы вообще-то предупреждаем родителей: желательно не переезжать в другое место, пока ребенок не окончит начальную школу.

Прежде всего, потому, что программа отличается от традиционной. Но к пятому классу наши дети имеют тот же объем знаний, что и при обычной системе, и могут спокойно продолжать обучение в другом месте. Конечно, им не просто приспосабливаться к иным педагогическим правилам. Но, кстати, уже в этом возрасте они куда более самостоятельны и менее зависимы от мнения взрослых, чем их сверстники из обычных школ. Поэтому их адаптивные возможности выше, чем, допустим, у ребенка, который учился в простой начальной школе у хорошего, ласкового учителя, а в пятом классе попал к разным учителям, которые далеко не все так же ласковы.

(Обновлено)