27.02.2011 15:29

Мир ощущений ребенка

Мир ощущений ребенкаСразу после первого вдоха ребенок начинает пользоваться своими органами чувств, чтобы познавать мир, в который он пришел. Малыш не только использует привычки, полученные в утробе матери, за короткое время он быстро учится всему новому. У него есть огромные потенциальные возможности многое усваивать. Современные исследования дают ответ, что же именно видит и чувствует ребенок сразу после рождения.

Зрение

Если ребенок рождается в помещении с приглушенным светом, он широко открывает глаза и начинает оглядываться вокруг. Если он рождается в родовой комнате с ярким освещением, то плотно смыкает глаза: он так делает, чтобы не ослепнуть в первый момент. Сразу после рождения ребенок ищет зрительный контакт с мамой. Эволюция обеспечила малыша идеальным зрением для выживания. Лучше всего ребенок видит на расстоянии 20 см. Он может в пределах 20-30 см сосредоточивать зрение на любом объекте. С точки зрения выживания, таким объектом является его мать и пища, а все другое на этой стадии развития может лишь привести ребенка в панику. Поэтому острота зрения у ребенка на другие расстояния в 20-30 раз слабее, чем у взрослого, а глаза еще не способны фокусусироваться на дальних и близких объектах. Благое неведение малыша позволяет ему оставаться спокойным и одновременно идеально восприимчивым к сигналу, который поступает от его защитницы.

Ребенок пока не воспринимает детали. Притягивают ребенка лица — большой круг, на котором есть два маленьких круга и горизонтальная и вертикальная полосы носа и рта. ему нравится все, что движется и излучает эмоции. Вы можете заметить, что движения обеих глаз еще недостаточно скоординированны, однако это не косоглазие. Диагноз косоглазия у ребенка устанавливается к третьему месяцу жизни, когда зрительный нерв почти полностью сформирован. В этот период ребенок может лучше переводить взгляд на окружающие предметы, четче их видеть, дольше на них сосредоточиваться. Предметы, которые двигаются, он будет провожать глазами.

Его все больше начинает интересовать окружение. Приблизительно с 6 месяцев он начинает отличать лица других людей от лица мамы и папы. Одновременно включается реакция беспокойства и тревоги на незнакомый раздражитель.

Хотя полностью зрение формируется приблизительно до 4 лет, к году большинство взрослых реакций на внешний зрительный раздражитель уже сформировано. Одногодичный ребенок уже целиком визуально адаптирован.

Слух

Слух ребенка также натренирован еще с внутриутробной жизни. Там он слышал битье сердца матери, пульсацию пуповины, разные звуки извне. Хотя слуховой нерв полностью развивается лишь до конца первого года, у ребенка ярко выражена способность слышать с периода новорожденности. Он сразу отличает знакомые голоса от чужих. Более всего слух ребенка настроен на голос мамы, это не удивительно, ведь он уже привык к ее голосу. Сразу после рождения и на протяжении еще нескольких дней внутреннее ухо ребенка заполнено жидкостью, которая смягчает восприятие невероятного количества разных звуков, которые обрушиваются на ребенка после появления на свет. Ребенок поворачивает голову в направлении, откуда доносится звук. Установлено, что ребенку больше нравятся высокие частоты, чем басы. Много взрослых людей инстинктивно меняют тембр голоса на более высокий при разговоре с ребенком, ведь такой голос ему нравится больше. Мама, которая разговаривает с ребенком, воркуя над ним, делает ему бесценную услугу. У человека слух прямо объединяется с уникальной функцией, которой не владеет больше никакое существо на Земле, — способностью к членораздельному языку. Его способность воспринимать и различать звуки идеальна. Начиная со стадии полового созревания, она угасает. Ирония заключается в том, что к тому моменту, когда человек сможет воспользоваться дорогой стереосистемой, он уже не сумеет ее по-настоящему оценить.

Нюх

В мире взрослых зрение безраздельно властвует над нюхом, однако в жизни ребенка нос играет очень важную роль. Ребенок сразу после рождения различает запахи, он сразу узнает свою мать по специфическому запаху ее кожи. Он различает запах молока. Притянутый запахом молока, ребенок сразу хочет сосать грудь. По запаху он может отличить свою маму от другой женщины. Удивительно, но и мать может по запаху узнать свой ребенка без любых других подсказок. Из всех чувств запах и вкус для ребенка играют самую важную и роль. Ребенок накладывает свой запах на материнскую грудь, на свои игрушки и пеленки. После того, как их выстирают, ребенок теряет к ним интерес.

Вкус

В лоне матери ребенок уже различал вкус. Во рту у новорожденного на тысячу больше вкусовых рецепторов, чем у взрослого человека, некоторые из них расположены даже за щеками. Все они направлены только на одно — на восприятие материнского молока. Многочисленные проведенные эксперименты по подслащиванию и подсаливанию околоплодной жидкости показывают, что ребенку разные вкусовые ощущения были небезразличны. Существуют четыре основных вкуса: сладкое, кислое, соленое и горькое, которые в соединении дают всю ту гамму вкусовых ощущений, которыми наслаждаемся мы, взрослые. Но у ребенка работает другая динамика. Раствор сахара вызывает сильный сосательный рефлекс, а раствор соли — совсем другую реакцию. Эти механизмы обеспечивают ребенку соблюдения суровой молочной диеты. Не случайно взрослые в момент сильного волнения ищут успокоения в чашке сладкого чая или горячего шоколада, этим они регрессируют в состояние детства.

Ощущение прикосновения

С помощью этих ощущений новорожденный может ощущать нежные прикосновения, тепло, холод и боль. Прикосновенье тоже развито со времени жизни в лоне матери. Интенсивны кожный контакт, поглаживание, ношение на руках особенно важны в начале, потому что способствуют лучшему здоровому развитию ребенка и являются необходимым компонентом для развития органов чувств. Они также способствуют образованию гормонов, которые влияют на рост и умственное развитие ребенка. Поэтому, если маленький ребенок просится на руки – это не прихоть, а жизненно важная для него необходимость.

Ребенок начинает исследовать мир с помощью рта. Тактильное ощущение в этот период жизни сильнее всего оказывается на губах и языке. Позднее ребенок использует кончики пальцев, которыми он притрагивается к людям и предметам для их ощущения и познания.

Способность мыслить

Часто спрашивают, умный ли ребенок? Строго говоря, нет. Ум — это способность сопоставлять снова возникшие проблемы с опытом прошлого. Новорожденный слишком мало жил в этом мире, чтобы иметь любой опыт прошлого. Однако у него есть способность к обучению. Как губка, он впитывает впечатления, которые поступают в него от всех органов чувств. Мозг здорового ребенка к моменту начала ходьбы буквально начинен впечатлениями. Мы не уверены, что скучное детство ведет к отставанию в развитии, но следует ли рисковать?

Развитие органов восприятия

Для правильного развития необходимо раздражение органов чувств. Яркие игрушки, которые двигаются перед глазами ребенка, песенка, которую поет мама, прикосновения, забавы с ребенком, массаж, гимнастика, ношение на руках так же жизненно необходимы, как и кормление. Это эмоциональная пища для полноценного развития ребенка, но ребенка не нужно перевозбуждать. На излишек раздражения он реагирует отворачиванием головы, гримасами, недовольством и плачем. Если после продолжительного общения и игр у ребенка появляются эти реакции, значит, ему нужны отдых и сон.

(Обновлено)