03.02.2012 17:24

Программное обеспечение

Голоса наших пап и мам всю жизнь звучат в голове, заставляя нас думать и поступать определенным образом. Эти программы наши родители «вложили» в нас, а мы… передаем их своим детям. Все без исключения родители пытаются научить своих детей жить правильно. Без этого не обходится ни один воспитательный процесс. Родители учат — ребенок «записывает» урок на уровне подсознания. На его основе он составляет модели поведения, которые потом будут регулировать его жизнь. Однако иногда родительский напор бывает слишком велик. Чрезмерное стремление родителей передать принципы и образцы поведения называют родительским (или сценарным) программированием.

Программное обеспечение

Когда закладывается родительская программа? Как ни странно, еще в утробе матери, и зависит она от мотивации женщины родить ребенка. Именно этот мотив и формирует отношение к будущему чаду.

Существует 3 адекватных мотива:

  • потребность любить и заботиться. Обычно появляется с возрастом, по крайней мере после 25 лет, но бывают и исключения;
  • потребность самосовершенствования и самореализации. Женщина выражает свое «я» в материнстве;
  • потребность в альтруизме. Дать жизнь маленькому человечку, радоваться, глядя на то, как он растет.

Неадекватных мотивов гораздо больше:

  • рождением ребенка женщина отвечает на социальные ожидания, прессинг семьи, общества. По принципу | «как у всех». Впоследствии от такого ребенка ждут полного соответствия Г «стандарту качества»;
  • обеспечение своей старости — «кто стакан воды подаст?». Все, что делается для ребенка, записывается в копилку его долгов. Если ребенок не в состоянии удовлетворить всех ожиданий родителей, у него складывается «комплекс вины»; ь • реализация в детях своих неосуществленных желаний. «Я не смогла стать великой пианисткой, зато мой ребенок станет». Такие дети всю жизнь должны доказывать свою состоятельность;
  • желание иметь рядом с собой родного человека. Подросший ребенок будет совершать все поступки с оглядкой на материнское отношение;
  • меркантильный подход — ребенок в качестве достижения материальных выгод от мужа или от родительской семьи. В этом случае маме все равно, как ребенок растет, какие испытывает психологические или реальные трудности при взрослении;
  • мужчины часто хотят ребенка как продолжение рода, фамилии. Фактически с рождения ребенок получает готовый сценарий стать наследником папиного дела, папиного состояния.

До 2 лет программирование осуществляет в основном мама, а ребенок его принимает на бессознательном уровне. От 2 до 6 лет к ней присоединяется папа, и программирование идет в сознательной форме, в форме приказов, указаний, разрешений и запретов. К 7 годам программа на 80% сформирована, и в школу идет уже маленькая личность.

И не друг, и не враг, а ген

Поскольку муж и жена происходят из разных семей, они будут давать различные указания своим детям. Со сценарными программами — так же как и с генами — происходит смешение сценарных предписаний. Причем, согласно автору концепции сценарной матрицы Р. Штайнеру, родитель противоположного пола говорит ребенку, что нужно делать, а родитель того же пола показывает, как это делается. Поэтому маме девочки баловать ее нежелательно. Любить — непременно, а вот баловать лучше себя. Заботясь о себе, мама преподает девочке урок того, как надо к себе относиться. В этом случае девочка получает опыт позитивного отношения к себе. Если мама забывает о себе в пылу житейской суеты, то у дочери нет перед глазами примера, и сама она, когда вырастет, будет вести себя точно так же. Мама девочки дает образец поведения. А вот отцу баловать дочку можно и даже нужно. Говоря ей, что она самая красивая, он формирует ей условия близкой безопасной привязанности, которую она потом будет транслировать на отношения с мужчинами.

От того, каким мотивом руководствовались родители в своем желании иметь ребенка, будет зависеть сценарная матрица жизни их сына или дочери. Если ждали наследника — ребенок просто обязан будет продолжить семейное дело.

Но родители — сами чьи-то дети, и самое сложное — проследить влияние бабушек и дедушек. Сценарные ограничения получатся в основном от родителей противоположного пола. Поэтому сценарные указания, которые мать дает своему ребенку, она сама получила от своего отца; это означает, что источником сценарной программы мужчины может быть его дедушка по материнской линии. Указания, которые отец дает дочери, сам он получил от своей матери; это значит, что источником женского сценария чаще всего является бабушка по линии отца. Кроме того, в современном мире личность формируется также телевидением и компьютерными играми. Игры уход за животными являются хорошим вариантом для воспитания позитивных качеств характера ребенка.

Что такое хорошо

В основе сценарной программы ребенка лежит базисная установка: отношение к себе (я + хороший или я -плохой), отношение к другим (ты + хороший, или ты — плохой) и отношение к миру (они +, хорошие или они — плохие).

Но ребенку неоткуда понять, каков он, кроме как от своих родителей. Ребенок получает ту или иную базовую установку именно через призму родительского отношения к нему. Знак отношения родителей влияет на а) эмоциональное состояние ребенка; б) на его самооценку; в) на его отношение к миру и на его тип привязанности.

Родительское отношение

Отношение к ребенку может быть со знаком «+» или со знаком «-»

При ++ любовь:

  • ребенок спокоен, не тревожен, открыт, доброжелателен, контактен, любознателен;
  • он принимает самого себя, у него адекватная самооценка, он ценит самого себя;
  • у него формируется базовое доверие к миру.

При +/- амбивалентном отношении:

  • основная эмоция у ребенка — страх, беспокойство от неуверенности, он не может заранее распознать отношение к нему родителя;
  • с самооценкой проблемы, у ребенка нет устойчивого стержня, понимания себя. Формируется зависимость от внешней оценки;
  • перед миром ребенок испытывает тревогу и страх, он чувствует барьер, закрытость.

При «0» — безразличном родительском отношении:

  • ребенок чувствует угнетенность, апатию, у него нет надежды, заинтересованности. Ребенок начинает искать негативное внимание родителей: странными способами «нарывается», «выводит из себя»;
  • нет мотивации достижения, так как на него не обращают внимания, стимула к совершенствованию, часто он получает подтверждение из социального круга, что он несимпатичен, никому не нужен;
  • безразличие к миру, внешнее социальное окружение тоже не важно.

При «-» негативном отношении:

  • ребенок испытывает злость, неприязнь, раздражение и враждебность;
  • ответ злом на зло может и не повлиять на самооценку ребенка: он может думать: «а я все равно прав, я все равно хороший» и верить в собственные силы;
  • мир враждебен, и каждый в нем враг, в каждом действии видит злое намерение; он будет обороняться от злого мира и нападать на него.

Великий психолог Эрих Фромм ввел понятие Условной и Безусловной Любви. Безусловная любовь — всецело принимающая, вовлеченная, безоценочная. Обычно такая любовь — любовь матери. Условная же любовь сродни уважению, признанию достоинств. Часто это отцовская любовь. Но это все равно любовь, то есть чувство положительное.

(Обновлено)

Рубрика: Обзор