05.03.2012 09:23

Стимулируем развитие ребенка

Стимулируем развитие ребенкаРаннее развитие ребенка, его устной и письменной речи, мышления невозможно без активного участия родителей, бабушек и дедушек. Цель родителей – создание развивающей среды. Любое обучение должно проходить в игровой форме. Предлагаем Вам несколько игр для развития детей разного возраста.

Зарядка для грудничка

Грудничок крайнє ограничен в движениях. Все, что у него пока получается — сучить ручками и ножками. А ведь для гармоничного развития необходима тренировка всех групп мышц. Вот некоторые приемы общеукрепляющей гимнастики для малыша первого полугодия жизни.

  • ПРИПОДНИМАНИЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ НА СПИНЕ. Дайте малышу захватить большие пальцы ваших рук (вложите их в ладошки). Остальные ваши пальцы ложатся на запястье ребенка и страхуют его. Начните приподнимать кроху из положения лежа в положение сидя — разумеется, не сразу. В первые дни приподнимайте его на несколько миллиметров, потом — на сантиметр, потом — на два, чтобы он сам удерживал часть своего веса (затылок касается поверхности, а шейка и плечики уже приподняты).
  • РАЗГИБАНИЕ СПИНЫ. Ребенок лежит на левом боку, вы указательным и средним пальцами левой руки проводите снизу вверх от крестца к шее вдоль позвоночника (таким образом, позвоночник оказывается как бы между вашими двумя раздвинутыми пальцами, при этом сам позвоночник трогать не надо). В ответ ребенок прогибает спину. Повторите то же самое на другом боку, соответственно меняя руки (по 2-3 раза). Упражнение основано на рефлексе Таланта (врожденный кожно-спинной рефлекс) и тренирует мышцы — разгибатели спины.
  • УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ ЖИВОТА. Малыш лежит на спине. Положите руки под его лопатки, плечики, кончиками пальцев поддерживайте головку (верхняя половина тела ребенка как бы лежит у вас на руках), стопы малыша упираются вам в живот — в таком положении приподнимите малыша на 2-3 см над поверхностью стола.
  • ПОЛЗАНИЕ. Ребенок лежит на животе, согнув ноги, колени разведены, стопы вместе. Прикасайтесь большими пальцами к подошвам (остальные, не касаясь, обхватывают стопу ребенка с тыльной стороны). В ответ малыш будет энергично отталкиваться, разгибая ножки и продвигаясь вперед.

Простые игрушки для развития малыша

Обилие сложных, ярких, звучащих игрушек существенно облегчит родительский кошелек. Не торопитесь скупать все это великолепие, вашего кроху больше заинтересуют простые и недорогие игрушки.

  • ПЛАСТИКОВОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ. Малышу наверняка понравится свое отражение. Несколько зеркал можно прикрепить к перекладине детской кроватки.
  • МАЛЕНЬКИЕ ПОГРЕМУШКИ. Они должны быть таких размеров и форм, чтобы их удобно было хватать и удержать в руке.
  • ПЛАСТМАССОВЫЕ КОЛЬЦА, СОЕДИНЕННЫЕ В ЦЕПОЧКУ. Их можно прикрепить к кроватке или коляске, чтобы малыш за ними тянулся. Кроха будет хвататься за них, тянуть в рот. Попробуйте прикреплять к кольцам и другие игрушки, ребенку это наверняка понравится,
  • ИГРУШКИ С НАПОЛНИТЕЛЯМИ. Это могут быть фигурки животных, шарики, кубики, сделанные из ткани, различной фактуры и наполненные песком, горохом, рисом, фасолью. Хорошо, если внутри них будет какой-либо звучащий элемент.
  • КОРОБКА. Она заинтересует малыша гораздо больше, чем содержимое, которое можно положить внутрь. Выбирайте круглые и овальные коробки, об углы квадратных кроха может пораниться.

Также огромное значение для развития ребенка имеет оформление детской комнаты и отдельно спальное место для грудничка. Поэтому особое внимание обратите на дизайн комнаты для мальчика и девочки. Помните, это залог успешного развития вашего ребенка.

ВАЖНО! Гимнастикой следует заниматься за 30 минут до кормления или через 45-50 минут после него. Помещение должно быть хорошо проветрено, оптимальная температура воздуха + 20…22° С.

Лепка для развития мелкой моторики

Опытные мамы знают: чем уверенней кроха манипулирует своими пальчиками, тем быстрее развивается его головной мозг. Лепка — прекрасная возможность поспособствовать этому.

С какого возраста можно знакомить малыша с этим увлекательным занятием? Все зависит от уровня развития. Главное, чтобы кроха уверенно сидел и с удовольствием повторял за вами движения и игры. Обычно это происходит в год-полтора.

  • Не стоит сразу начинать со сложных многофигурных композиций. Пусть для начала он освоится с самим материалом, его возможностями. Покажите, что тесто или пластилин можно мять, сжимать, растягивать, отрывать от него кусочки или проковыривать пальцем дырочку.
  • Предложите ребенку похлопать по большому куску ладошкой, чтобы получилось нечто вроде лепешки. Покажите, как вдавливать или выковыривать из нее фасоль, орехи, семечки, фигурные макароны.
  • Следующий навык, который предстоит освоить юному художнику в возрасте 2-3 лет, — умение отщипывать и приклеивать маленькие кусочки. Проще всего это делать, создавая пластилиновые картины — сюжетные или свободные. Для ее создания нужна предварительная заготовка. Нарисуйте на листе бумаги или картона простой силуэт — ежика, кота, елку, букет в вазе. А теперь «оживите» их с помощью отрываемых и прилепляемых к картинке кусочков.
  • Разумеется, самое забавное — лепить фигурки. Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика, он вполне сможет справиться с этой задачей и в 2-3 года. Для первых шедевров лучше всего подойдет комбинированный способ лепки (когда вы соединяете в единое целое отдельные части). Чтобы сделать фигурку, малыш должен освоить катание «колбасок» и шариков разной толщины, диаметра или длины, а затем научится соединять отдельные детали так, чтобы получались объемные фигурки.

Стимулируем детскую речь

Многие родители очень переживают, если их дети не начинают говоритъ к двум годам. То же происходило и со мной, когда моя двух летняя дочь молчала. Тогда я поставила для себя срок — если дочь не заговорит к 2,5 годам, буду просить помощи у специалистов.

В то же время я случайно узнала, что музыка влияет на речь. У меня было музыкальное образование, я любила петь и слушать классическую музыку, но о влиянии музыки на речь до того момента не слышала. Я стала петъ своей дочке много песен, ставить классические произведения известных композиторов, играть на фортепиано. Через 4 месяца дочь стала активно произносить звуки, слоги, а к 2,5 годам она говорила слова. В 3 года дочь уже наизусть рассказывала почти все стихотворения Чуковского и не только.

Через музыку и пение можно быстрее вывести ребенка в речь!

Что хорошо для глаз крохи

Вопреки устоявшемуся мнению, глаза ребенка нужно не столько беречь, лишая больших нагрузок, сколько научить эффективно работать и отдыхать. Книжки, телевизор и компьютер — объективная реальность современной цивилизации. Бежать от нее бессмысленно. Лучше с первых дней жизни тренировать зрение крохи, чтобы к выходу в школу малыш был готов к любым учебным нагрузкам.

  • Регулярно укачивайте младенца на руках, так как это приводит к расслаблению и отдыху глазных мышц.
  • Начните делать первую гимнастику для глаз: яркую интересную игрушку двигайте влево-вправо и вверх-вниз, чтобы лежащий малыш следил за ней глазами.
  • Малышу нельзя часами смотреть на мобиль с подвесками. Время должно быть ограничено 15 минутами, а перерывы — 2 часа.