18.07.2011 07:10

Совместное творчество детей и родителей

Совместное творчество детей и родителей вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу. Дети обожают фантазировать и мастерить. Лето дарит замечательные возможности для всевозможных игр и сказкок, главными героями которых станут не пластмассовые кубики и человечки, а смешные существа из шишек, желудей и мха, сделанные своими руками.

Природные материалы помогут вашему малышу узнать много интересного о мире, который его окружает, научат ценить, любить и понимать природу, помогут развить творческие способности, наблюдательность, мелкую моторику. Поэтому не стоит одергивать малыша, который увлеченно рассматривает цветы и травы, мастерит что-то из веточек, перышек или камней. Лучше покажите ему, что еще можно сделать из подручных природных материалов.

ИГРЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Самое простое, что можно делать с шишками, желудями, листиками, веточками — поиграть с ними. Игры развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность, фантазию, наблюдательность, знакомят ребенка с окружающим миром живой природы и ее законами. Детям можно предложить увлекательные игры с природными материалами.

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ. Замечательная игра для мальчишек. Грузим в машинки материалы (при этом их можно и рассортировать) и перевозим. Веточки, шишки, желуди также можно перебирать, пересыпать, раскладывать по коробочкам, стаканчикам, ямкам.

МЕТАНИЕ В ЦЕЛЬ. Подойдут желуди, шишки, каштаны, орехи, камни.

ХОККЕЙ НА ТРАВЕ, крикет, гольф с шишкой-мячом и веткой-клюшкой.

ПЕСОЧНЫЙ КЛАД И САД. Предложите малышу поиграть в «песочные прятки»: вы закапываете в песочнице шишки, желуди, камушки, а он ищет ваш клад. А из веточек, травинок, листьев в песочнице можно соорудить красивейший сад.

НА ЧТО ПОХОЖЕ? Рассмотрите вместе листочек, шишку, желудь, кусок мха или коры. На что они похожи? Шишка может стать ежиком, кора — лодочкой. Из травинок можно сварить куклам суп, а из желудей сделать пупсам мебель.

ЧТО ТОНЕТ? ЧТО ПЛАВАЕТ? Играть можно в бассейне, ванночке или в тазу. Разберите материалы на две части: в одну сторону — то, что плавает на поверхности (ветки, цветочки), в другую — то, что оказывается на дне (камни, каштаны и т.д.). Вариант исследования свойств природных материалов: подняв исследуемый объект выше уровня головы, отпустите его. Одни будут отвесно падать вниз, другие — плавно опускаться. Кстати, а что думает ваш ребенок о том, почему далее подброшенное вверх все равно падает вниз?

ПОВТОРИ МОЮ КАРТИНУ. Выложите рисунок из камней, травинок, ракушек, листьев и т.п. Задача малыша — выложить такой же. Варианты — дополнить, изменить, чтобы получилась другая картина (например, из солнышка сделать озеро).

СОЗДАЙ УЗОР. Понимание, что материалы выложены в определенной последовательности, умение повторить их чередование способствует развитию у ребенка чувство ритма, математических способностей, фантазии, аккуратности, внимания.

ВАЖНО! Собирая материалы для поделок, не стоит срывать растения, занесенные в Красную книгу, и те, которые редко встречаются в вашем лесу. Кору, бересту, корни снимайте только с поваленных деревьев. А ради красивой ракушки не нужно убивать живущего в ней моллюска.


ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Играя с природным материалом или мастеря из него поделки, соблюдайте нехитрые правила безопасности.

  • Не берите для поделок ядовитые растения (например, черную бузину, белену, дурман) или грибы.

  • Детям до трех лет для игры не подходят растения с острыми шипами. Также не стоит брать растения, о которые можно острекаться, типа крапивы.

  • Не годятся длинные острые палки и ветки.

  • Предлагая игры, где надо бросать шишки, камни, песок, сразу же предупреждайте малыша, что играть в них можно только там, где рядом нет людей и лсивотных.

  • Давая ребенку до 3-4 лет каштаны, желуди, орехи, следите, чтобы их скорлупа была сухой, чистой и целой — ее осколки очень острые и могут поранить кроху.

  • Детишкам до 3-х лет не стоит показывать, что шишку можно разламывать на чешуйки.

  • Следите, чтобы мелкие части материала не попали ребенку в глаза, рот, нос, уши. Сразу пресекайте его попытки сунуть материал в рот — объясняйте, что это не для еды!

ГЕРБАРИИ

Как часто бывает, что ребенок двух-трех лет, неплохо разобравшийся в растениях и их отличиях летом на даче, уже к зиме на прочь обо всем этом забывает. Собранный вместе с малышом гербарий позволит закрепить усвоенные знания, а перелистывая его, вы сможете заодно вспоминать и обо всех приключениях, случившихся с вами летом.

НЕ РАССТРАИВАЙТЕСЬ, если сначала вместо того, чтобы приклеивать, малыш будет только отрывать. Это, как с пирамидкой, — прежде чем строить самому, ребенок в течение нескольких недель только разрушает мамины постройки. Потом он и сам научится тому, что аппликацию приклеивают, а не отрывают. Возможно, в первое время его хватит лишь на то, чтобы приклеить совсем немного кусочков: не удерживайте его за столом насильно. Похвалите за выполненную работу, а картинку повесьте на стену. Несколько раз за день обращайте, словно невзначай, внимание ребенка на его работу и хвалите ее. Вечером похвастайтесь папе. Это закрепит у малыша представление о том, что он делает что-то важное и хорошее, и подстегнет к дальнейшим достижениям.

СОВЕТ! Материалы для гербария собирайте с ребенком во время прогулки. Не ищите необычные растения. Лучше, если это будут травы, знакомые малышу.

  • Вам понадобятся листы формата А3 (альбомные — маловаты, на них не вытянешь растение во всю длину), клей и сухие растения.

  • Не стремитесь найти диковинки. Остановитесь на клевере, ромашке, одуванчике, колокольчике. Малыш должен хорошо разбираться именно в том, что растет вокруг него.

  • Чтобы ваши находки было легче высушить, собирайте их в солнечную погоду. Берите растение целиком — с корнями, уже высохшими частями: в гербарии оно должно выглядеть, как в природе.

  • С дерева сорвите целую веточку. Обратите внимание малыша на то, как дерево растет, как выглядит его ствол, насколько оно высокое. Дома нарисуйте дерево, а рядом приклейте засушенную ветку.

  • Сушите растения между газетами, под прессом. Когда оно высохло, приклейте на лист и подпишите. В пакетике рядом наклейте семена, цветки. Здесь же можно нарисовать картинку, рассказывающую, как вы растение «добывали».

ДЕТЯМ ДО ТРЕХ ЛЕТ еще не свойственно сюжетное мышление в играх и поделках. Поэтому не стоит нацеливать их на то, чтобы сделать «домик», «солнышко», «собачку» и т.п. Простое наклеивание разных листьев для малыша будет гораздо полезнее, чем попытка повторить за мамой ее картинку. Оно развивает не только мелкую моторику, но и пространственное, и художественное мышление, тактильное восприятие, глазомер, умение сочетать формы, цвета и оттенки, составлять коллаж. Предоставив малышу свободу творчества, через некоторое время вы заметите, что он не просто «пришлепывает» травинки и лепестки, а примеряет их друг к другу. Наблюдайте за работой крохи, отмечайте удавшиеся, на ваш взгляд, сочетания.

ДЕЛАЕМ ГЕРБАРИЙ

Дети старше трех лет уже готовы к тому, чтобы сделать не просто коллаж, а сюжетную картину. Собрав интересный природный материал, предложите сыну или дочке подумать, на что похожи ваши «ингредиенты». Если ребенок пока не очень понимает, чего вы от него хотите, предложите подсказку. А когда включится его собственное воображение, не настаивайте на своем варианте. Ведь это совершенно не важно — сделаете вы, например, из шишки ежика, ракету или домик для эльфов. Главное — чтобы ребенок открыл для себя радость фантазировать, экспериментировать с природным материалом.

КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ

Самая простая поделка, на которую способен далее полуторогодовалый карапуз — это свободный коллаж, выполненный из разнообразных листьев, цветков, травинок, лепестков, хвои. Во время прогулки соберите вместе с малышом понравившиеся вам листики, травинки, цветки. Дома разложите их на столе, тщательно расправьте, чтобы они были хорошо видны ребенку. Положите перед маленьким художником большой лист бумаги, густо смазанный клеем (для растений лучше использовать ПВА или сваренный из крахмала клейстер, если у малыша аллергия). Покажите ребенку, как следует выкладывать на клей листочек и придавливать его сверху ладошкой.

(Обновлено)