23.11.2011 09:01

Вербальное развитие ребенка

В последнем триместре беременности слух малыша уже достаточно развит, чтобы улавливать звуки, доносящиеся из внешнего мира сквозь толщу амниотических вод. А лучше всего он, конечно же, слышит мамин голос. Не стоит преувеличивать способности нерожденного крохи к восприятию речи и устраивать для него, как это иногда рекомендуют сторонники сверхраннего развития, внутриутробные «уроки» — большой пользы от этого не будет. Но все же в течение дня полезно время от времени обращаться к своему «пузику».

Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное, чтобы слова эти были нежными и ласковыми, достаточно громкими и отчетливыми, ведь звуки до малыша доходят приглушенными.

СОВЕТ: если во время «беседы» кроха толкнет вас ножкой, обязательно погладьте себя в ответ по животику, ведь пока такой «канал связи» с внешним миром является ведущим для «собеседника».

ИНФОРМАЦИЯ ИЛИ ИНТОНАЦИЯ?

Кроха наконец появился на свет! Вы готовы излить на него всю свою нежность, засыпать самыми ласковыми словами, рассказать ему обо всем на свете… Вот только понимает ли он вас? Естественно, новорожденный малыш пока что не имеет ни малейшего понятия, что означают обращенные к нему слова. Однако он прекрасно улавливает интонационный рисунок обращенной к нему речи. Поэтому, чтобы установить с крохой словесный контакт, старайтесь говорить чуть медленнее обычного и немного нараспев. Постепенно, прислушиваясь к вашим нежным, ласковым интонациям, кроха начнет улавливать смысл сказанного.

СОВЕТ: разговаривая с крохой, слегка выделяйте ключевое слово (чуть повышайте голос, делайте небольшую, буквально на долю секунды, паузу). Так крохе будет проще связать слово с тем, что оно означает: «Чья это…ножка? Это… Катина ножка!», «Почему Митя… плачет? Не плачь… Митя!».

ТЕАТР ЖЕСТА

Жест — это тоже знак, с помощью которого можно обозначить тот или иной объект, а значит, он прямая предпосылка речи. Поэтому всячески поддерживайте стремление малыша общаться жестами там, где ему пока не хватает звуков. Нужно только, чтобы жест обязательно сопровождался вашим «переводом» на язык звуков: «Дай», — говорите вы, протягивая малышу ладонь. «Скажи пока-пока», — просит папа, и малыш с готовностью машет ручкой. «Ай-ай-ай, нельзя», -полушутливо восклицает бабушка, и кроха грозит пальчиком. Также хорошими развивающими упражнениями признан комплекс ритмика для детей, который позволяет не только ускорить развитие ребенка, но укрепить его здоровье.

«БИБИКА» ИЛИ «МАШИНА»?

Многие «продвинутые» родители считают неприемлемым употребление облегченных слов так называемого «языка нянь». «Незачем сюсюкать с ребенком, — считают они. — Пусть сразу учится говорить правильно». Но непослушному язычку гораздо проще произнести «ням-ням», чем «кушать», «би-би», чем «машина», «ав-ав», чем «собачка», а значит, облегченные младенческие слова заметно ускоряют появление активной, сознательной речи. Можно дублировать слова, называя предмет и его настоящим, и «детским» именем: «Как Сереженька ходит! Топ-топ!», «Машинка проехала. Би-би».

ГУЛИ-ГУЛИ-ГУЛЕНЬКИ

С первых недель жизни малыш во время бодрствования гулит — издает особые звуки, нежные, гортанные, протяжные. Никакого значения они пока не имеют: кроха издает их непроизвольно. Однако уже сейчас вы вполне можете показать малышу, что на самом-то деле речь дана ему для общения. Играя с малышом, переодевая его, делая гимнастику или массаж, старайтесь «поддержать беседу». Когда кроха загудит — поймайте его взгляд и подхватите звук, который он произнес, потяните его вместе с ним. Получив ваше одобрение и поддержку, он начнет гулить еще активнее.

СОВЕТ: попробуйте «разнообразить беседу»: потяните звук на тон выше или ниже малыша, ответьте на его гуление другим звуком.

ОТ ГУЛЕНИЯ — К ЛЕПЕТУ

После четырех месяцев гуление сменяется лепетом. Теперь малыш не просто издает непроизвольные звуки, а целенаправленно осваивает возможности своего артикуляционного аппарата. Особо «разговорчивые» груднички могут «болтать» едва ли не все время, пока бодрствуют. Если гуление состояло, главным образом, из протяжных гласных, то лепет состоит из слогов, которые малыш произносит сначала по одному, словно пробуя их на вкус, а потом и сериями: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «га-га-га». Старайтесь ответить на лепет малыша каким-то подходящим словом: «ки-ки-ки» — «киса».

СОВЕТ: если это удобно, старайтесь сразу же найти и показать крохе предмет и действие, которые вы назвали:«Ми-ми-ми — мишка. Вот у нас мишка!», «Ле-ле-ле — полетели. Как гули полетели?» и т. д.

В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА

Чтобы малыш начал использовать речь по назначению — для общения, его нужно этому учить, причем уже задолго до того, как будет произнесено первое осознанное слово. Оптимальный момент — когда малыш начинает проявлять инициативу, пытаясь установить контакт с помощью невербальных знаков: жеста, улыбки, мимики, плача и т. д. Тут-то и надо показывать крохе, что словами объясниться намного проще. К примеру, годовасик активно тянет вас к двери, тащит шапочку и ботинки. Не спешите «угадать» его желание. Переспросите: «Ты хочешь на улицу? Скажи: «Мама, я хочу гулять». А мама тебе ответит: «Хорошо, Катя, пойдем гулять».

ОТ ЗВУКА — К ЗНАКУ

В какой момент младенческий лепет становится речью? Когда малыш открывает, что с помощью забавных «ба-ба-ба» и «ля-ля-ля» можно, оказывается, называть предметы. То есть звуки превращается в знаки, называющие определенный объект (бабушку, мячик, куклу). Как правило, это происходит между 9—10 и 12—14 месяцами.

Даже если первые попытки самостоятельной речи еще очень робки и далеки от со-вершества, например ребенок воспроизводит лишь ритмический образ слова («няня» вместо «мама»), произносит только первый звук слова или ударный звук, обязательно поддержите их — скажите полностью слово, которое пытается произнести ваш малыш. Например, ребенок, показывая на кошку, поизносит нечто отдаленно похожее на «Кх!». Обязательно согласитесь: «Правильно, киса!»

ПОСИДИМ И В ТИШИНЕ

Нередко мамам кажется, что, для того чтобы малыш раньше начал говорить, им самим необходимо постоянно с ним разговаривать Они буквально не замолкают ни на минуту в присутствии крохи, комментируют каждое его и свое действие, декламируют стихи, поют песни… Эффект иногда оказывается прямо противоположным ожидаемому: малыш решает, что говорить — это мамино дело, и сам не торопится с началом самостоятельной речи.

Обратите внимание: какое-то время ребенку необходимо проводить без «звукового сопровождения», в тишине. Это нужно, в частности, для того, чтобы мозг успевал обрабшывать речевую информацию, выстраивать связи между словами и обозначающими их предметами.

(Обновлено)