Зачем нужно носить крестик и как выбрать цепочку ?
Крест для верующих – это великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов. Нательный крестик помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах.
Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник». Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».
Как выбрать нательный крестик ?
Нательный крест – это в первую очередь символ христианской веры, а не красивое ювелирное украшение. Нательные кресты всегда отличались разнообразием выбора форм и материалов, из которого сделаны – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь.При выборе креста надо обращать внимание не на металл, а на форму, которая должна соответствовать православным традициям. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Можно ли носить кресты с католическим распятием ?
Главное условие в православной иконографии – фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя. Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную.Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках. Глава, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем. Анатомические подробности, которые передают правдивость казни.Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.
Как освятить нательный крест ?
Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.
Что делать с найденным нательным крестом ?
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Это суеверия, что нельзя брать потерянный кем-то крест, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения. Господь каждому дает свой путь и свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить. Все то же относится к любому «тельнику», который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.
Можно ли дарить нательный крест ?
Крестики дарить можно. Дорогому для вас человеку будет вдвойне приятно, если при вручении креста вы скажете, что сходили в церковь и уже освятили крестик.
Главные различия православного и католического распятия
1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;
2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события. На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами. На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.
Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году — в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и — прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается. В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя
Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.
Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, — новшество XIII века. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.
(католическое распятие) (православное распятие)
Некоторые детали
В православном распятии раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела.
Отличительный признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века».)
Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.
В православном кресте, в отличие от католического, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых.
Терновый венец — атрибут католического распятия. В православной традиции он встречается редко (например, на пасхальных артосах).
(католический крестик) (православный крестик)
Общие черты
Преподобный Феодор Студит еще в IX веке учил, что «крест всякой формы есть истинный крест». «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» — говорил святитель Дмитрий Ростовский.
Очевидно, в католицизме нет четких правил по поводку распятия. На древнейших распятиях Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.
То есть в романскую эпоху, или на востоке, где сохранялась греческая традиция между правсолавным и католическим распятием нет существенных отличий. Собственно натурализм и реализм появляется на Западе в готическую эпоху и получает особое развитие в эпоху барокко. Черты этого натурализма перешли и в русскую религиозную живопись Синодального периода, хотя, конечно же, они не считаются образцами канона.
Конечно православные и католические распятия изображают две стороны одного и того же события. И на католических образах, где изображены страдания, смерть и безысходность подразумевается дальнейшее воскресение и победа Спасителя. И, глядя на православные распятия, где изображен торжествующий Господь — Победитель, мы понимаем, что Он пострадал за грехи всего мира.
На одном из типов католических Распятий, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки) на ул. Б.Васильковской в Киеве). А в Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями.
Как выбрать золотую цепочку для крестика ?
Давайте заглянем в дамскую коллекцию украшений, спрятанную в изысканной шкатулке. Скорее всего, там найдется одна или даже несколько золотых цепочек. Но ведь дело не в количестве, а в том, чтобы украшение идеально смотрелось именно на вас. Как же правильно выбрать цепочку из золота?
Весьма важными являются цвет и вес металла, из которого изготовлена цепочка, а так же обратите внимание на плетение и длину. К тому же важны форма шеи, состояние кожи и возраст будущей обладательницы украшения.
Как правильно выбрать золотую цепочку?
В том случае если женщина крупная, имеет полную женственную шею, ей прекрасно подойдет золотая цепочка с крупным плетением. На худенькой девушке такое изделие будет смотреться гораздо хуже, если не сказать нелепо.
Если на шее видны морщинки, то противопоказано ношение коротких цепочек. Они будут подчеркивать ваш возраст.
Частенько цепочка подбирается для ношения кулона, подвески или нательного крестика. В отношении подвесок и кулонов необходимо помнить, что некоторые плетения просто не подойдут с функциональной точки зрения.
Что же касается нательного крестика, то его цвет должен быть подобран к цепочке, которая в свою очередь должна быть изящной, не слишком выделяющейся сложными плетениями.
Момент с выбором плетения нужно учитывать и при покупке изделия для ребенка. Ведь не всегда можно надеяться на аккуратное или бережное отношение вашего чада к дорогой вещи. К тому же очень сложные плетения берутся ремонтировать далеко не в каждой мастерской.
Помните и про замок. Он должен быть максимально надежным. Тут можно руководствоваться простым наблюдением: чем цепочка дороже — тем качественнее и крепче ее замок.
Но, что самое главное, на первый план должно выходить качество украшения. В данном случае не нужно гнаться за дешевизной. Многие импортные товары прельщают покупателя своей массивностью, внутри которой часто оказывается пустота. Они быстро ломаются и плохо поддаются ремонту, так как слишком тонкий металл просто сгорает.
К примеру, российские производители золотых изделий предлагают более тяжелые, хотя и дорогие украшения. Однако и прослужат они вам значительно дольше.
(Обновлено) (Обновлено) (Обновлено)