26.07.2011 14:56

Занимаемся плаванием

О том, что детей нужно учить плавать, говорили еще древние греки. Это физическое умение ставилось в один ряд с чтением — вместе они позволяли получать гармонично развитую личность. За последние 30 лет интерес к плаванию особенно возрос — оказалось, ему можно обучать с первых лет жизни. Но нужно ли это делать? Однозначного ответа нет. В каждом случае вопрос решают сами родители. Чтобы процесс принес наибольшую пользу, узнайте особенности обучения в каждом периоде.

Если хотите приобщить малыша к «грудничковому стилю», пора начинать. Только в это время у младенца живы врожденные рефлексы, которые помогают ему и плавать, и нырять. Все девять месяцев до рождения ребенок провел в околоплодной жидкости и, если вы ничем не спугнете его, он с удовольствием воспримет и воду в бассейне.

ЧТО РАЗВИВАЕТСЯ?

Плавание опосредованно улучшает обмен веществ, сон и аппетит ребенка, делает более устойчивой его нервную систему, тренирует дыхательную и сердечно-сосудистую системы. А также укрепляет мышцы и связки, формирует правильную осанку. Детишки, научившиеся плавать в первые месяцы жизни, начинают раньше ходить, сидеть и разговаривать. Впрочем, как и в любом вопросе, здесь существует множество теорий и большое количество мнений. Какого из них придерживаться, — дело самих родителей. Приступая к занятиям, необходимо знать, что на этом этапе основная цель — оздоровление ребенка. Начинать обучение, ориентируясь на моду или желание вырастить из сына или дочери суперпловца, не стоит. Если все делается правильно, то малыш приобретает бесценный опыт — свободу движения, приятные ощущения и радость от собственной отваги в сочетании с безопасностью, обеспечиваемой руками мамы или папы.

При выборе бассейна для детишек постарше родители гадают, какое средство обеззараживания лучше — хлорирование, чистка озоном или серебрение. Особых преимуществ у современных способов нет. Хлорированная вода безвредна даже для грудничков. Однако все хорошо в меру, лучше будет опробовать бассейн лично — нырнуть и почувствовать степень хлорированности самим.

Начало плавательного сезона можно дополнять на суше специальным массажем (покажут в бассейне или в поликлинике), который закрепляет врожденные плавательные рефлексы.

  • рефлекс Моро — симметричное обхватывающее движение руками при похлопывании по ягодицам

  • рефлекс Таланта — дугообразное изгибание тела при поглаживании кожи между позвоночником и лопаткой

  • рефлекс Бауэра (брасс ногами) — отталкивание ножками от ладоней рук взрослых

ГДЕ ПЛАВАТЬ?

В собственной ванне. Перед каждым занятием необходимо хоро¬шо вымыть ванну чистящими средствами и окатить ее горячей водой. Сначала температура воды составляет 37,5 °С, продолжительность пребывания в воде — 10-15 минут. Постепенно нужно снижать температуру на полградуса, чтобы к моменту перехода ребенка в настоящий бассейн привычной средой для него стала вода в 30-34 градуса.

КАК ПЛАВАТЬ?

Обычное купание дополняется первыми обучающими упражнениями: поддержками ребеночка и проводками вдоль ванны, стимулированием отталкивания ножек от ладони и бортика. Кроме того, надо научить малыша задержке дыхания. Сейчас это просто, потому что основано на рефлексе. Когда взрослый брызгает водой на носик младенца, тот инстинктивно задерживает дыхание. Постепенно можно погружать ротик малыша на 3-4 секунды. Чтобы делать все правильно, разумно пригласить специалиста — инструктора по грудничковому плаванию, который все объяснит наглядно. А главное, каждое занятие должно вызывать у ребенка только положительные эмоции: радость, удовольствие, заинтересованность, наслаждение от пребывания в воде. Для этого вы можете поставить во время уроков тихую мелодичную музыку и постоянно ласково разговаривать с малышом.

Периодичность занятий: каждый день или, по крайней мере, не менее 5 раз в неделю.

Противопоказания: специалисты не рекомендуют грудное плавание, если у ребенка имеются врожденные пороки сердца, вывихи и подвывихи тазобедренных суставов, аллергические реакции, кожные заболевания, судорожный синдром.

ПЛЮСЫ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЙ

  • «Водоплавающие» малыши реже болеют, а если ОРВИ все же возникают, то они проходят легче и быстрее и реже ведут к осложнениям.

  • В воде малыш пребывает в состоянии гидроневесомости. В результате в несколько раз снижается нагрузка на позвоночник и формируется идеальная осанка.

  • Мышцы плывущего ребенка попеременно напрягаются и расслабляются, развивая физическую активность. Развитие идет равномерно, без чрезмерной нагрузки.

  • Занятия положительно влияют на состояние центральной нервной системы, учат расслаблению.

  • От несчастных случаев на воде ежегодно гибнет много детей. Малыши тонут даже в лужах (падают и погибают от неумения задержать дыхание). С умеющим плавать ребенком на пляже будет спокойнее.

  • Тренеры спортивных школ по плаванию считают, что младенческое ныряние в дальнейшем препятствует обучению спортивным стилям. Таких деток приходится не учить с нуля, а переучивать, что всегда сложнее. Если вы планируете для ребенка спортивную карьеру, лучше повременить с началом обучения до 6 лет.

  • Успешное овладение водной средой возможно только тогда, когда сами мамы и папы любят плавать и нырять. Глубоко запрятанный родительский страх перед водой способен сразу отбить охоту и у ребенка.

  • Специалисты определили, что уже к школьному возрасту «водоплавающие» дети по своему общему развитию ничем не опережают сверстников. Кроме, конечно, самого умения проплывать десятки и сотни метров и получать от этого огромное удовольствие.

3 МЕСЯЦА -1,5 ГОДА

Совет! Очень важно, чтобы малыши перед погружением в воду размяли мышцы. Грудничкам можно сделать легкий азогревающий массаж, етки постарше могут сами активно помахать ручками — ножками

Если вы только сейчас решили приобщить ребенка к воде, то никакую методику раннего плавания осваивать не надо. А уж «проныривать» или стимулировать «велосипедные движения» ногами не нужно ни в коем случае! Также не стоит самим пытаться научить ребенка плавать «правильно», если вы не дипломированный тренер.

ЧТО РАЗВИВАЕТСЯ?

Пребывание в бассейне оказывает помощь в формировании основных движений и навыков. Например, в год-полтора малыш ходит еще нетвердо — ножки при ходьбе остаются еще согнутыми в коленях, туловище наклонено вперед. Поэтому сейчас очень полезно просто ходить в воде (в облегченных условиях) — такое нехитрое упражнение быстро совершенствует навык прямохождения.

ЧЕМУ УЧИТЬ?

При плавании на груди двумя руками поддержите головку малыша за щеки и слегка под подбородок. В таком положении ротик закрыт и в него не попадает вода. Постепенно начните использовать автономные поддержки (пенопластовые чепчики-поплавки, надувные кольца). Конкретные движения нужно сопровождать словами: «плыви», «греби», «толкайся». Младенцы начинают нырять за игрушками и держаться на воде самостоятельно. Все это лучше делать под компетентным руководством.

Также рекомендуем родителям, обратить внимание, что кроме физического равзития с помощью плавания, стоит занять малыша развитием интеллектуальным. Для этого, как нельзя, лучше подойдет конструктор лего, который можно приобрести в интернет-магазине www.1mmdt.ru.

3 — 5 ЛЕТ

Самое время продолжить водные процедуры. Сейчас занятия в воде помогают не только совершенствоваться физически, но и развивают познавательный интерес малыша. Можно познакомить ребенка с физическими качествами воды (например, вместе «обнаружить», что она сопротивляется движению рук и ног, в горизонтальном положении тела можно хорошо держаться на воде, а в вертикальном — совсем плохо).

ЧТО РАЗВИВАЕТСЯ?

Помимо закаливающего эффекта, водные занятия способствуют борьбе с лишним весом малыша, помогают исправлять нарушения осанки и предотвращать развитие плоскостопия. Горизонтальное положение при плавании активизирует кровоток к работающим мышцам, что содействует их развитию. Пребывание в воде, выполнение различных движений, выдохи в воду, задержка дыхания во время погружений развивают и укрепляют аппарат дыхания. И уже можно начинать подготовку к нормальному плаванию.

КАК УЧИТЬ?

Малыш может свободно передвигаться в воде и выполнять различные задания: бросать и ловить мяч, ползать на четвереньках на мелком месте, «ходить» на руках вперед и назад, выполнять движения ногами вверх — вниз, дуть на воду. Детей учат открывать глаза под водой, делать выдох в воду. Особые движения ногами и руками и скольжение на груди подготавливают малыша к плаванию «кролем».

Если малыш «пловец» с рождения, рекомендации практически те же минус уже отработанные навыки.

ГДЕ ПЛАВАТЬ?

Лучшее место — бассейн-«лягушатник», где ребенок резвится в компании себе подобных под руководством опытного тренера. Занятия лучше проводить в игровой форме. Важно не вызвать у ребенка страха, переутомления и недоверия к воде. Однажды допущенная ошибка может надолго отбить у него желание научиться плавать. Притом важно знать, что «лягушатник» мало даст в реальном обучении плаванию, это, скорее, формирование правильного отношения к воде, оздоровление и разумная физическая нагрузка.

Периодичность: 1-2 раза в неделю.

ПЛАВАНИЕ ПО-ВЗРОСЛОМУ

Наконец настал благоприятный момент для обучения взрослому виду плавания. Дети уже в состоянии понять, что от них хочет преподаватель, могут 15-20 минут слушать и выполнять указания тренера. К тому же именно к этому возрасту у ребенка формируется такое необходимое понятие, как «чувство воды» — оно обеспечивается рецепторами кожи и мышц и помогает адекватно реагировать на все происходящее в воде. Ранее ходившие в «лягушатник» дети на первых порах оказываются впереди тех, кто пришел в 6-7 лет сразу в большой бассейн, но очень быстро разница между ними стирается. А вот «грудничковых» пловцов приходится переучивать.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК МОЖЕТ ОБУЧАТЬСЯ ПЛАВАНИЮ?

  1. Он не боится воды. Приучать малыша можно заранее в ван¬ной: предложите подуть на воду, поплескаться, окунуть лицо.

  2. Готов заниматься в группе.

  3. Хорошо адаптируется. Заранее сходите в бассейн на экскурсию. Или запишитесь вместе (пока ребенок будет с тренером, вы можете плавать на соседней дорожке).

ГДЕ ПЛАВАТЬ?

В любом бассейне, где работают проверенные детские тренеры. «Человеческий фактор» сейчас очень важен. Посмотрите, как организованы занятия: в некоторых комплексах мамы могут сопровождать детей до бортика и всегда быть рядом, в других — лишь в отдалении любоваться процессом. Если мечтаете о спортивной карьере для ребенка, сходите в спортшколу. При отборе детей проверяют на гибкость, смотрят на плечевой сустав, размах рук. Желательно, чтобы сами родители были высокого роста. Занятия серьезные, от детей ждут результатов.

Периодичность: 2-4 раза в неделю.

КАКИЕ ОПАСНОСТИ ВАС ЖДУТ?

Инфекции. Бассейн — место массового скопления людей. Пол и бортики не обеззараживают. Следите, чтобы кроха не ходил голыми ножками и не сидел на них. Страх. Ребенок может испугаться такого количества воды. И здесь ему на помощь должна прийти ваша поддержка и радостный настрой. Кроха перенимет ваши положительные эмоции, и первое погружение пройдет нормально.

КАК НЕ ПРОСТУДИТЬСЯ?

Обратите внимание, как проветривается помещение. При проветривании должны перекрываться двери в проходные помещения. Иначе занятия на бортике, особенно в мокром белье, станут потенциально опасными. После занятий надо принять горячий душ, тщательно вытереть ребенка полотенцем и высушить волосы. Лучше носить с собой собственный фен, чтобы не зависеть от очереди к общему.

После всех одеваний нужно обязательно посидеть полчаса в холле или кафе, чтобы кроха высох и остыл.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В БАССЕЙН?

  • Два полотенца

  • Мыло и мочалку

  • Купальник маме, плотные плавательные трусики ребенку, самым маленьким — специальный памперс для купания

  • Резиновые шапочки по размеру, и маме и ребенку

  • Шорты и футболку, если есть занятия «на суше» (общая разминка, проработка плавательных движений)

  • Маленький фен

  • Детский увлажняющий крем (независимо от способа очистки вода бассейна очень сушит кожу)

  • Шлепанцы для воды и бортика, а также всех перемещений внутри спорткомплекса

  • Сменную обувь для взрослых, если вы пойдете смотреть на занятия с трибуны.

(Обновлено)