02.08.2011 15:15

10 важных потребностей будущего мужчины

Из чего только сделаны мальчики… Странно было бы думать, что пол ребенка не влияет на его психологические особенности. У мальчиков с первых лет жизни есть потребности, которые надо учитывать при выборе стратегии воспитания. Потребности будущего мужчины весьма отличаются от женских и их выполнение является залогом воспитания настоящего мужчины или по крайне мере, подготовкой наиболее оптимальной жизненной среды для проявления лучших мужских качеств вашего малыша.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ

«Мальчики как телята: чем старше они становятся, тем просторнее должно быть пастбище…», — гласит первая часть старой английской пословицы. Если главная миссия девочек — обустройство пространства вокруг себя, то задача мальчиков состоит в завоевании новых пространств. В игре девочки раскладывают кукол вокруг себя, мальчики же усеивают квартиру деталями конструктора и гоняются друг за другом по всем комнатам. Перевоспитывать гормоны, ответственные за такое поведение, — дело неблагодарное. Присмотритесь, как на детской площадке обращаются с мальчиками папы. Они гораздо реже их одергивают («туда не лезь, здесь не ходи») и поощряют в сыновьях жажду исследования.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: вторая часть пословицы звучит так: «…но ограда должна быть всегда!» Задача взрослых — ограждать мальчика от действительно опасных развлечений.

Чтобы вашему малышу было где разгуляться и потратить свою неутомимую энергию, установите для него детский спортивный уголок. Это будет прекрасным подарком, а также крайне полезным действием в плане более гармоничного физического развития ребенка.

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОВЕРИИ

Для мальчиков с первых лет жизни важно признание их компетентности. Демонстрируйте малышу, что вы ему доверяете. Годовалый мужчина, пыхтя, покоряет горку? Страхуйте, но не помогайте. Трехлетка потребовал снять с велосипеда спутники и ободрал коленки? Не драматизируйте ситуацию и не пытайтесь силой вернуть спугники на место. Лучше предложите ему «тюнинг» — наколенники, налокотники и шлем. Разумеется, зона самостоятельности должна соответствовать возрастным возможностям ребенка.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: последствия своей неосторожности ребенок должен видеть воочую. Сын увлеченно пытается раскурочить дорогую машинку, не реагируя на предупреждения? Не спасайте ее любой иеной — зато мальчик научится отвечать за свои поступки.

ПОТРЕБНОСТЬ В ЛИДЕРСТВЕ И ОДОБРЕНИИ СВЕРСТНИКОВ

Если для девочек важнее похвала старших, то для мальчишек примерно с трех лет весьма значимой становится оценка сверстников. Не кидайтесь «спасать» чадо, если видите, что малыши в песочнице не могуг поделить машинку. Будьте рядом, внимательно наблюдайте за развитием ситуации, но дайте детям возможность самим разрешить конфликт. Еще более грубая ошибка — отругать обидчика и отобрать у него игрушку сына. Тогда, как ни странно, пострадает самооценка вашего ребенка: ведь мама уверена, что он сам за себя постоять не может, а мама редко ошибается…

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: на хитрости все же можно пойти, если вашему малышу из-за стеснительности трудно с кем-то подружиться. Например, купите игры, в которые можно играть большой компанией, и пригласите в гости ровесников сына.

ПОТРЕБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ

Мальчикам необходимо чувствовать, что они сами в какой-то степени управляют своей жизнью. Начиная с полутора — двух лет почаще предлагайте сыну несложный выбор. Например: «Что ты будешь пить — компот или сок?» Четырехлетний мальчик может сам решить, кого позвать надень рождения, какого цвета рубашку выбрать в магазине. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, научится отделять собственные желания от ожиданий окружающих.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: не давайте ребенку выбирать все и всегда. Во-первых, он элементарно устанет. Во-вторых, разумное количество указаний необходимо малышам, чтобы чувствовать: я не один, я под защитой взрослых, которые знают, что делать.

ПОТРЕБНОСТЬ ЗАБОТИТЬСЯ

Рядом с сыном почаще вспоминайте, что вы не только мама (читай — начальник), но и просто женщина. Иногда слабая и нуждающаяся в заботе. Не бойтесь говорить сыну: «Я устала». Мальчики любят поухаживать за мамой: принести чашку, застегнуть ей пуговицу. Охотно принимайте заботу, даже если подозреваете, что компот прольется, а пуговица будет испачкана чем-то липким. И не бойтесь переборщить с объятиями и поцелуями: этим мальчика точно не испортишь.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: многие женщины ошибочно полагают, что быть нежной мамой — значит перекладывать роль требовательного родителя на папу. Конечно, мама ласковее, чем отец, но по принципиальным вопросам вы с мужем должны выступать единым фронтом. Ведь результат «всепрощающей» тактики обычно бывает прямо противоположным ожидаемому: папу сын побаивается, но слушается, маму же ни в грош не ставит.

ПОТРЕБНОСТЬ ПОБЕЖДАТЬ

Для мальчика очень важен опыт победы над соперником. Устраивайте игры-соревнования и… незаметно поддавайтесь сыну». Поддавки — прививка от страха перед будущими соревнованиями со сверстниками. Только не играйте в «огорчение». Ведь реагировать на проигрыш сын учится тоже у вас.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: не поддавайтесь всегда. Примерно в одной игре из трех вы должны обыграть маленького. Ободрите сына, напомните, что вы сами терпели неудачу, Так он научится держать удар.

ПОТРЕБНОСТЬ В ЧЕТКИХ ФОРМУЛИРОВКАХ

Мальчики гораздо лучше понимают прямые просьбы, чем намеки и эмоциональные высказывания. Поэтому мамам часто кажется, что сыновья пропускают их замечания мимо ушей. Пример: малыш ставит чашку на самый краешек стола. Мама восклицает: «Ты еще одну чашку хочешь разбить?» Малыш: «Нет»… и чашка летит на пол. Если бы мама обратилась к нему с конкретной просьбой: «Отодвинь чашку от края», посуда наверняка осталась бы цела.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: поощряйте открытое выражение эмоций. Читая сказку, прерывайтесь и спрашивайте ребенка: «Какты думаешь, гном испугался? А может быть, рассердился?»

ПОТРЕБНОСТЬ ОТКРЫТО ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА

Мальчик должен расти с чувством «со мной все в порядке». Никогда не высмеивайте и не игнорируйте страхи и огорчения сына. Вам знакомо: «Прекрати плакать! Ты же мужчина!»? Эти указания подавляют попытки ребенка открыто проявлять эмоции. Ни в коем случае не пытайтесь победить страхи с помощью «шоковой терапии»».

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: хвалите сына и подчеркивайте его мужественность, если он нашел в себе силы не испугаться или не расплакаться: «Молодец, настоящий мужчина!»

ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ

У мужчин всех возрастов довольно уязвимая самооценка. Мамы обычно помнят об этом, общаясь с мужьями, но забывают, когда речь идет о сыновьях. Если вы недовольны поведением сына, критикуйте поступок, а не его самого.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: обязательно хвалите сына. За малейший успех. Хорошо, если обо всех победах ребенку будут напоминать его рисунки, фотографии, на которых он смело карабкается в горку, и т. п.

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ УНИКАЛЬНЫМ

Не стоит загонять ребенка в жесткие рамки «мужского поведения» или делить занятия на мужские и женские. Мальчик —это не обязательно тот, кто любит машинки и всегда не прочь подраться. Он может быть разным и при этом оставаться эталоном мужественности.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ: мальчику нужен пример для подражания. Им может быть не только папа. Формируйте «пул» положительных книжных и мультяшных героев, которые, на ваш взгляд, обладают истинно мужскими качествами.

РОЗОВОЕ НЕ НОСИТЬ?

Правда ли, что если одевать мальчика в традиционно девичьи цвета, то он и вести себя станет как девочка? Нет, считают психологи. Цвет одежды не способен запрограммировать характер ребенка или воспитать в нем какие-то «неправильные» наклонности. Скорее, это маркер для взрослых, а еще способ оповещения окружающих: посмотрите, у нас наследник (наследница), а появилась эта традиция в подражание богатым и знаменитым. В 1797 году российский император Павел I издал указ, согласно которому все новорожденные великие князья (мальчики) награждались орденом Святого апостола Андрея Первозванного, а великие княгини (девочки) получали орден Святой великомученицы Екатерины. В первом случае к ордену прилагалась голубая лента, во втором — розовая.

НАДО ЛИ ПОЗДРАВЛЯТЬ РЕБЕНКА С 23 ФЕВРАЛЯ?

Обязательно, считают ученые-психологи, даже того, кто совсем недавно научился говорить. Потому что это дает ребенку возможность осознать «полоролевой стереотип» и усвоить «тендерные ожидания общества». Проще говоря, помогает малышу понять, что все люди делятся на мужчин и женщин, мальчиков и девочек; осознать, кто он такой и чего от него как от мальчика ждут окружающие.

(Обновлено)