15.05.2011 16:16

Формируем у ребенка правильную речь

Формируем у ребенка правильную речьЕще недавно вы умилялись детскому лепету малыша, записы­вали забавно исковерканные слова в тетрадку и цитировали их родным и подругам. А сегодня обеспокоены: почему ребенок так говорит? К какому возрасту должна сформироваться пра­вильная речь, и могут ли в этом помочь родители?

Скажи «рыба»

На самом деле верное произношение зву­ков — а родители чаще всего приводят ребенка к логопеду, когда замечают, что ему не дается звук «р» — это лишь один из компонентов правильной речи. Для нее не менее значимы хороший темп речи, интонация, точно расставленные ударения. Еще один немаловажный аспект — активный словарь ребенка, его количественные и качественные показатели, то, насколько быстро малыш подбирает слова. Третий компонент — способность грамотно их друг с другом соединять, складывать слова в предло­жения. И, наконец, четвертый — это связная речь, умение излагать свои мыс­ли в доступной форме, в виде уже не отдельных предложений, а некого раз­вернутого изложения, стройного рас­сказа. Все это обязательные составные части правильной речи, и если даже ре­бенок чисто произносит все звуки, одна­ко при этом, например, говорит вместо «туфель» «туфлев», это тоже повод по­казать его логопеду».

Что в принципе должно насторожить родителей?

  • Ребенок не произносит некоторые звуки. Если вы сомневаетесь, что малыш справляется с тем или иным зву­ком, выберите несколько слов, где этот звук встречается в различных позици­ях (в случае с «с», например, «космос», «собака»), отчетливо произнесите их и попросите сына или дочь повторить эти слова за вами. Чув­ствуете призвук? Вам кажется, что язык ребенка выскакивает? Обязательно посоветуйтесь с логопедом.

  • Нарушен темп речи. Ребенок говорит слишком медленно или, наоборот, торопится, «комкает» слова, произносит их не­внятно, часто ошибается с ударениями.

  • Малыш говорит с грамматическими ошибками. Неправиль­но образует множественное число (например, «в лесу много пенев и деревов»), неверно употребляет предлоги («кошка вы­лезла под стола», «ложка упала от стола»). Даже если вы разово услышали нечто подобное от своего сына или дочки, внима­тельно прислушайтесь к его/ее речи.

  • Кроха запинается. Причем даже в са­мых простых случаях — когда ребе­нок говорит о чем-то, что находится у него перед глазами. Это может свиде­тельствовать о том, что ему трудно под­бирать слова, и быть первым признаком начинающегося заикания. Если малыш активно использует слова-паразиты — это тоже тревожный симптом.

  • Ребенку трудно строить предложе­ния. Ему нелегко сформулировать свою мысль, он говорит односложно, просто, отдельными словами или самыми эле­ментарными фразами.

Если хотите, чтобы малыш рано и пра­вильно заговорил, стимулируйте мышление. Вместо того, чтобы меха­нически заучивать с ребенком новое слово (повтори: это «очечник»), подбрасывайте ему задачки на размышление: скажи, что это?

5 советов родителям, которые заботятся о речевом развитии ребенка:

1. ФОРМИРУЙТЕ У РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ.

Уже с полугода малыш очень чутко реагирует на то, как мама его слушает, как воспринимает его еще не речевые, а звуковые проявления. Все это закладывает у него представление о том, как надо правильно общаться. Порой мама, сама того не пони­мая, тормозит речевое развитие ребенка, когда постоянно его одергивает («нет, ты опять неправильно сказал»), не проявляет интереса к его словам (когда тебя не слушают, то и говорить незачем). Будьте внимательны, общайтесь на равных, уточняй­те детали, поощряйте правильные ответы.

2. РАЗВИВАЙТЕ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ.

То, что она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребенка и прямым образом влияет на речь, сегодня уже, кажется, ни для кого не секрет. Научите малыша рисовать пальчиками, осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… С детьми до двух лет можно использовать в занятиях крупу. Вложите в нее маленькие игрушки, чтобы кроха искал их. Или высыпьте на поднос манку, тряхните ее, чтобы разровнять поверхность, а затем нарисуйте на ней пальцем что-нибудь простое. Кружок и веточку, чтобы получилось яблоко. Теперь встряхните тарелку, чтобы яблоко пропало. Для ребенка это настоящее чудо, вол­шебство, которое он обязательно попробует сделать сам.

3. ПОБУЖДАЙТЕ К РАЗВЕРНУТЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ.

Часто родители дают ребенку новое слово и считают, что единожды поданное, оно осядет в сознании малыша, прочно войдет в его лексикон. Однако на самом деле для этого требуется, чтобы ребенок сам повторил его минимум 8 раз. И употребить его надо именно в контексте — только так мы в полной мере осо­знаем смысл сказанного. Не стремитесь по одному лишь слову угадать, что хочет донести до вас ваше чадо, не подхватывайте фразу. Напротив, постарайтесь «вытянуть» фразу из малыша. Что ты сказал?.. Хочешь яблоко?.. Повтори.

4. ПОЛЬЗУЙТЕСЬ КАЧЕСТВЕННОЙ, ПРОВЕРЕННОЙ ВРЕМЕНЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

5. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗВУКОВОЙ СОСТАВ ЗНА­КОМЫХ СЛОВ.

Это развивает фонематическое восприятие ребенка. Поиграйте с ним вот в такую игру. Ваш малыш знает, к примеру, что такое вешалка? Отлично! Указывая на нее, спросите ребенка, всем своим видом показывая, что вовлекае­те его в игру: посмотри-ка, что это такое?.. Это весарка?.. Это фесалка?.. Это вешайка?.. Это вешалка? Коверкайте слова, как вам подскажет фантазия. Убедитесь в том, что ваш ребенок выберет верный ответ и похвалите его.

ЛОГОПЕД, СУРДОЛОГ, ДЕФЕКТОЛОГ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Вы ждали направления к логопеду, но вместо этого врач посоветовал обратиться к сурдологу или дефекто­логу. С чем это может быть связано, и кто эти специалисты?

СУРДОЛОГ — врач, занимающийся нарушениями слуха. Если вашего ребенка направили к этому специа­листу, вероятно, педиатр предполо­жил: малыш неправильно говорит потому, что плохо слышит. Сразу пу­гаться этого не следует, люди оши­баются. И только после того, как слух будет исследован с помощью технических устройств, проведена аудиограмма, можно будет сделать окончательные выводы.

ДЕФЕКТОЛОГ формирует речевые на­выки у детей с теми или иными физическими и интеллектуальными нарушениями. Вас направили имен­но к нему? Возможно, врач заподо­зрил, что нарушения речи у малыша обусловлены проблемами интеллек­та. Пугаться этого опять же не стоит. Это всего лишь одно мнение. Пого­ворите и с другими специалистами: детским психологом, психоневроло­гом, еще одним педиатром.

Точно в срок

Современные дети развиваются быстро. Некоторые малыши начинают чисто и правильно говорить уже в два года. Другие приобретают этот навык к четырем годам — это норма. От двух до четы­рех лет — именно тот возрастной диапазон, ког­да ребенок должен овладеть всей системой язы­ка. В какой последовательности будут появляться правильные звуки, не важно. Гласные и согласные «п», «б», «к», «т», «д», «в» даются ребенку легче все­го — когда в 3-4 месяца кроха начинает гулить, он использует именно их. К звукам средней сложно­сти можно отнести свистящие согласные и твердое «л», самые трудные — шипящие, «р», «рь». Но если у вашего сына или дочки «р» появится раньше «л», беспокоиться по этому поводу не стоит. Развитие речи — процесс индивидуальный. И главное, что­бы он в целом продвигался в верном направлении.

МАМА И ПАПА ДОЛЖНЫ АКТИВНО ЗАНИМАТЬСЯ С МАЛЫШОМ УЖЕ С ГОДА Причем важно стремиться не просто «поставить» звуки, гораздо более значимо развить фонематический слух, спо­собность отличать один звук от другого, чувство­вать, что щетка, сетка, тетка — совсем не одно и то же. Это основа верного произношения. И чем рань­ше вы начнете над ней работать, тем скорее ребе­нок станет правильно говорить. Малыш с хорошим фонематическим слухом, которому пока не по си­лам чистое «р», будет стараться произнести его, а не просто заменять другим звуком.

ПОСЛЕ 8 ЛЕТ ИСПРАВЛЯТЬ ПРОИЗНОШЕНИЕ ГОРАЗДО СЛОЖНЕЕ. В целом на формирование правильной ре­чи природой отпущено не так много времени. Поэтому если ребенку уже исполнилось 4 года, а он, несмотря на все усилия взрослых, продолжа­ет говорить «лыба», «ластеска», «стетка», исправ­лять ситуацию надо быстро — и с логопедом. В не­которых случаях не стоит ждать и четырехлетнего рубежа. Если ребенок в 2,5 года еще не говорит ни слова, не вслушивается в то, что говорят ему, если он чрезмерно внимателен к вашей артикуляции и не реагирует на речь, если не видит вашего ли­ца, немедленно проконсультируйтесь с педиатром: возможно, малыш плохо слышит. Если он не толь­ко не говорит, но толком и не играет, действует с игрушками стереотипно и неадекватно, напри­мер, подолгу возит туда-сюда машинку, засовыва­ет куклу головой вниз в детский шкафчик, покажи­те его психоневрологу: возможно, причиной тому является задержка развития.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ САД ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ?

Проблемы устной речи желательно решить до школы. Если ребенок говорит «раскьядушка», то он и писать это слово станет так же. Более того, раз за разом читая слово, он будет закреплять связь между его графическим, буквенным изображением и неправильным произ­ношением. Вот почему ребенку с выраженными речевыми нарушениями лучше не учиться читать, пока проблема не решится.

В чем помеха?

Есть целый ряд факторов, которые мешают формированию правильной речи у ребенка. Все их можно разделить на биологические и социальные. К первым относятся генетические, наследственные проблемы. Если у мамы долго не было «р», трудности с этим звуком могут возникнуть и у ее чада. Про­сто потому, например, что он унаследует от мамы некие осо­бенности артикуляционного аппарата, например, короткую уздечку или очень массивный и неповоротливый язык. Свою роль могут сыграть и особенности внутриутробного раз­вития плода, болезни, которые во время беременности пе­ренесла мама, а также трудные или оперативные (кесарево сечение) роды, в результате которых для малыша быстро из­менилось давление окружающей среды. Причины социальные — это, прежде всего, дефицит общения и эмоциональный дискомфорт. Мама либо перепору­чает ребенка няне, либо общается с ним без интереса. Кстати, качество общения может компенсировать количество. Если вы заняты на работе и можете посвятить крохе не более пары часов вечером, от­дайте ему все это время без остатка, по­говорите с ним, внимательно слушайте и — вы даже «выиграете по очкам» у ма­мы, которая провела со своим крохой весь день, но почти им не занималась. Иногда мы сами нарушаем речевое раз­витие ребенка, бесконечно с ним сюсю­кая. Запомните: в общении с малышом вам дозволено коверкать слова лишь в том случае, если вы всем видом даете понять: я с тобой играю. В остальных си­туациях сын или дочь должны слышать от вас образец правильной речи.

Положительную роль в формировании правильной речи у ребенка играет музыкальный слух. Хотя российская педагогика пока не нашла тесной связи между ним и слухом фонематиче­ским, практикующие логопеды уверены: такая связь есть. Слушая с крохой детские песенки и классические мелодии, отхлопывая с ним ритм, играя с металлофоном, вы работаете на то, чтобы ребенок раньше заговорил правильно.

Проблемы сложных, системных на­рушений речи лучше решать в сади­ке, утверждают педагоги. А вот во всех прочих случаях лучше остано­виться на индивидуальных уроках: так ребенку будет больше внима­ния, да и программу обучения мож­но подстроить именно под его проблемы. Однако конечный резуль­тат будет зависеть от квалификации специалиста. Выбирайте логопеда «сердцем»: если вам не нравится то, как он общается с ребенком, ищите другого. Не слушайте отговорки: по­ка результатов нет, но через месяц все наладится. Если с вашим малы­шом работает классный специалист, прогресс должен быть быстрым.

Если папа — иностранец

Как быть в тех случаях, если ребенок растет в «смешанном» браке, и папа-иностранец не очень хорошо говорит по-русски? Сегодня это актуальная проблема, и единого мнения по этому поводу у логопедов пока нет. До четырех лет ребенку идеаль­но расти в одной языковой среде, если ваш супруг иностранец, примите совмест­ное решение, будете вы общаться с крохой только на русском (что вполне естественно, раз уж вы живете в России) или ан­глийском (немецком, французском). Если ваш муж говорит по-русски очень плохо, сильно коверкая слова, пусть пока общает­ся с крохой меньше вас. Не волнуйтесь, ваш ребенок овладеет и вторым языком, но не в период становления речи, когда это затруднит ее формирование. Ведь тот же английский и рус­ский значительно отличаются друг от друга и грамматическим строем, и фонетикой… Учить второй язык можно с пяти лет и при условии, что у ребенка все идеально с первым — не с позиции мамы, а с позиции специалиста.

Лично я раннее обучение иностранно­му языку не приветствую. Здесь чаще имеют место родительские амбиции, а не реальная польза для ребенка. В этом возрасте об­учение происходит без должной доли осознанности самим малышом. Кроме того, если у ребенка есть логопедиче­ские проблемы (а таких детей сейчас, увы, большинство), то изучение ино­странного языка может негативно ска­заться на процессе усвоения системы родного языка — малыш запутается.

Однако раннее знакомство (именно знакомство, а не изучение) с иностранным языком все же полезно для ребенка. В частно­сти, стоит развивать его фонематический слух к иностранному языку — тренировать в различении звуков иностранной речи. Для этого рекомендуется ставить звуковые и видеозаписи, что­бы малыш слышал иностранную речь (заранее определитесь с языком — какой именно хотите изучать). Если малышу нра­вится разучивать короткие стишки и песенки на иностранном языке — это скорее игра, чем настоящее обучение. Но все вы­шесказанное не относится к детям-билингвам, которые растут в двуязычных семьях, и к малышам, у которых есть постоянная возможность общаться с носителями языка — почему бы не воспользоваться такой возможностью!»

(Обновлено)