06.09.2011 10:09

Секреты игр малыша

Узнай секреты игры своего малыша и запомни то, что не заменит ему самую дорогую игрушку! Перед каждым днем рождения или именинами ребенка (даже если ему всего несколько месяцев) ты заглядываешь в «Детский мир», читаешь умные книжки для родителей и слушаешь советы психологов в надежде купить такую игрушку, которая будет развивать кроху и стимулировать его мышление.

Но обратила ли ты внимание на то, сколько радости он испытывает, ударяя ложкой по столу? А может, помнишь, какой интерес вызывал у трехмесячного карапуза шелестящий кусочек бумаги или пушистый лоскуток?.. Мы вовсе не собираемся отговаривать тебя от покупки красивых игрушек. Абсолютно все хорошие родители испытывают удовольствие от такого шопинга. (Может, не наигрались в детстве?). Но перед тем как отправиться в магазин, прочитай, как именно малыш играет и что ему для этого нужно. Скажем сразу: самая дорогая и полезная игрушка не заменит ему тебя.

В движении…

Уже в период внутриутробной жизни ребенок проявляет двигательную активность, которую некоторые ученые склонны считать игрой. Кроха развивает различные умения, например, сосание пальца или движения ножками. Играют детки и после рождения. Причем не так важен результат, как само действие. В первые три месяца, когда карапуз забавляется своими ручками, он совершенствует координацию движений (ручка — глаз — рот) и готовится освоить следующее умение — хватание. Можно с уверенностью сказать, что развитие крохи в первый год жизни — это непрерывная игра. В последующие месяцы он учится хватать — сперва всей ладонью, потом двумя пальцами, но «как ножницы», а затем точным «пинцетным» движением (на 9-10-м месяце). Поэтому кубики и погремушки служат одновременно и для игры, и для развития. Точно так же приобретает ребенок другие умения: наблюдать, концентрировать внимание, оценивать расстояние, держать тело в определенном положении — все это тренируется во время игры. Ударяя ложкой по столу или потирая бумажкой стекло, малыш учится вызывать звуки, различать их, а еще оттачивает движения и исследует свойства предметов. Игра помогает малышу познакомиться с миром. Ребенок начинает запоминать физические свойства предметов, оценивать их вес, величину, форму и твердость. Сперва он изучает их. вкладывая в рот, потом прикасается рукой и только тогда осматривает. Следующий этап — тренировка наблюдательности. Самое время играть в «ку-ку» и прятки. На 8-9-м месяце малыш учится использовать предметы для определенных целей (при этом просто поражает тебя своим умом и сообразительностью). Следом будет пытаться понять результат своих действии. А потом начнет осваивать окружающее пространство.

Главный смысл

Самое важное в игре — это удовольствие, которое она при носит твоему малышу. Сопровождай свои стишки и песенки поглаживаниями, поцелуями, покачиваниями, легким тормошением, улыбкой и заигрываниями. Не имеет значения то, что он еще не понимает смысла слов. Веселая интонация и мамино смеющееся лицо очень скоро станут для карапуза сигналом к ответной радостной реакции. Играя с ним, чаще хвали его и поощряй. Позже, когда появится устойчивый интерес к игрушкам, кроме эмоционального поощрения придумай еще какую-то форму. Например, заведи волшебную коробочку, куда будешь прятать для малютки сюрпризы (яркие и занимательные предметы, новые игрушки).

Есть контакт!

Иследованния мира важнейшая функция игры. Играть хочет уже младенец, концентрируя взгляд на твоем лице. Приглашает маму к игре и 4-месячный малыш (издавая различные звуки, махая ножками и двигая ручками), и 10-месячный (стучит игрушкой по кроватке до тех пор, пока ты не подойдешь к нему).

Гуляйте весело

Прогулка — это не только свежий воздух. Чем старше малыш становится, тем в большем пространстве для исследований он нуждается. Планируй время для прогулки с малышом с учетом его потребностей. А они таковы: побегать, поползать, разглядеть каждый камушек и изучить всех птичек. Одевай ребенка соответственно, хотя если одежка удобна, то подойдут и детские нарядные платья. Нужны практичные вещи!

  • Твой малыш немного повзрослел? Сажай его в коляску и отправляйтесь в далекое путешествие — большой парк за несколько кварталов от вас.
  • Не забывай останавливаться, садиться перед ребенком и объяснять, что он видит и слышит. Контакт «глаза в глаза» необходим. Так крохе проще понять маму. Да и успокаивает это отлично!
  • В парке выпускай малютку на свободу. Пусть собирает красивые веточки и листочки, складывает камушки в ведерко. Природный материал — лучшие игрушки!
  • Существуют правила обращения с коляской на улице и в транспорте. Не пренебрегай ими! Умение маневрировать и знание техники безопасности облегчит управление.

Познаем мир

Даже самому маленькому карапузу рассказывай чудесные истории обо всем, что его окружает. А еще лучше показывай, давай пощупать.

  • На прогулке поднеси ребенка к дереву, проведи его пальчиками по коре. Скажи: «Кора — шероховатая, грубая, чуть колючая». Дай потрогать еще раз. Колючки сосны, листья дуба, цветки сирени, красивая коряга — в любое время года у природы столько интересного для детей разных возрастов и темпераментов!
  • Услышали шум? Это птица взлетела или машина завелась. Озвучь то, что вы оба услышали.
  • Неподалеку есть река? Расскажи, кто в ней живет. Как квакает лягушка, шумит камыш, плещется вода… А если разбавить зто стишками и потешками — урок естествознания пройдет на ура! Радость обеспечена и тебе, и крохе!

Конечно, внимания требует ребенок в любом возрасте, но рано или поздно обычной доброжелательности ему становится мало. Он может играть и сам, но предпочитает делать это с кем-то. И отнюдь не обязательно с мамой или папой, вполне подходит старший братик либо сестричка, а чуть позже — сын или дочь твоей подруги, приятель из детского сада, сосед по дому того же возраста. Психологи объясняют желание играть с другими ребятишками потребностью в подражании — так малыш познает различные типы поведения. Многим родителям кажется, что именно они являются образцом для своих детей, но исследования показывают, что это не так. Истинными примерами для подражания служат сверстники ребятишек. Их поведение понятнее малышу, его легче копировать. Эту закономерность легко заметить, наблюдая за братьями и сестрами. Младшенький, как правило, во всем перепевает старшего. Игра с дочерью или сыном приносит родителям много радости, но о некоторых щекотливых моментах все же не стоит забывать.

Это его кубики, а не твои!

Многие из нас подсознательно (а иногда и сознательно) используют игру для обучения ребенка (и часто этим портят все удовольствие). «Если я куплю маленькой Оксане магнитную азбуку, то она сразу научится читать», — думает мама. : «Ну, Андрюша, давай строить башню!» — говорит папа крохе, которому еще нет и года, не понимая, что тому пока просто хочется складывать кубики в пластмассовое ведерко.

Психологи в самом деле рекомендуют учить ребенка с помощью игрушек и игр, но те должны соответствовать действительному уровню его развития. Это чрезвычайно важно для того, чтобы игра могла увлечь, а следовательно, до конца выполнить свою познавательную и образовательную функцию. Интерес к тем или иным играм проявляется у ребятишек в определенной последовательности (например, сперва кроха складывает кубики в ведерко, потом сооружает из них башню, а еще позже — поезд). Но у каждого свой темп развития (Оля построит башню в 14 месяцев, а Коля — на полтора месяца позже). Внимательно наблюдай за малышом, будь товарищем по играм — и ты всегда сможешь понять, что ему нужно. Кроха в этом случае не только впустит тебя в свой удивительный мир, но и доверчиво последует за тобой.

Родные руки успокоят

Многие детки после активной прогулки очень долго «приходят в себя». Подготовить малыша к дневному сну поможет легкий массаж. Это одно из естественных успокоительных средств. Психологи утверждают, что нежные прикосновения, поглаживания являются инстинктивными. А цивилизация как бы отдаляет нас от собственных детей, и мы вынуждены учиться этому заново. Массаж маленького тельца поможет молодым родителям избавиться от страха навредить крохе, а также распознать его потребности с тем, чтобы удовлетворить их. Массируй кроху подушечками пальцев, всей ладонью. Мягкие прикосновения сопровождай ласковыми словами. В результате кроха будет чувствовать себя спокойно и в безопасности. Рассказывай ему, что ты делаешь («А теперь рисуем на животике круги») или читай ему стишки («Зайка, зайка, попляши, твои лапки хороши!»).

Твои наблюдения

  • Уже с двухмесячным малышом весело играть в «ку-ку». Карапуз весело хохочет (смех вызывает неожиданно исчезающий и появляющийся объект), а ты чуть ли не плачешь от радости. Так и формируется его привязанность к тебе, а значит, и способность любить другого.
  • После трех месяцев малютке нравится копировать мимику. Инициируй игру! Вот он смешно нахмурил бровки — сделай то же самое, стимулируй ребенка к проявлению эмоций.
  • С 5-7 месяцев его «да-да-да» станет настойчивее и увереннее, а примерно к 11-12 месяцам трансформируется во вполне взрослое «дай». Желаешь помочь карапузу овладеть речью? Верное подспорье — дидактический материал «говорящее лицо». Твое — воркующее, цокающее и каркающее. Говори с малюткой на его языке.

(Обновлено)